SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

 фото Урок по Блуму WhatsApp Image 2017-12-12 at 18.00.10 Сэлэт WhatsApp Image 2017-09-16 at 12.23.38

Современная концепция модернизации образования предполагает кардинальное реформирование традиционной педагогической системы. Необходимость создания новой модели обучения вызвано тем, что выпускники образовательных учреждений редко находят применение приобретенным знаниям, ввиду недостаточно развитой их креативной составляющей. Высокая интенсивность современного урока, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточный учет индивидуальных особенностей ведет к снижению мотивации, пропадает активность, снижается успеваемость. Все это негативно влияет на учебный процесс в целом. Как сделать так, чтобы и школьнику, и его родителям, и учителям было интересно общаться друг с другом, чтобы дети видели, что взрослым интересны не только их отметки, но и то, как они смогли своим умом, талантами достичь успехов, чтобы родители, учителя и школьники учились принимать равную ответственность и за успехи, и за неудачи. Чтобы изменить что-то глобально, совершенно не обязательно ждать, что это сделает кто-то другой. Размышления над этими вопросами заставили меня осваивать новые средства обучения.

В своем опыте работы я буду рассматривать элементы технологии развития критического мышления по таксономии Б.Блума.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

Работа над данной темой в течение двух лет показала, что большинство учащихся испытывают интерес к предмету гораздо больший, чем при традиционном преподавании, успешно овладевают программным материалом, чувствуют себя более комфортно. При подаче материала, используя элементы технологии таксономии Б. Блума перед ними вырисовывается целая картина по изучаемой теме, учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.

Я предположил, что если на уроках обществознания организовать применение современных образовательных технологий, то это приведет к совершенствованию практических умений и навыков; позволит эффективно организовать самостоятельную работу; индивидуализировать процесс обучения; повысит уровень интереса к урокам обществознания; активизирует познавательную деятельность учащихся; осовременит урок; будет способствовать более глубокому и эффективному изучению учебного материала.

Сегодня образование должно отвечать потребностям общества, государства и конкретного человека, способствовать воспитанию гражданственности молодежи, формированию общероссийской гражданской идентичности личности! Если говорить о характерных чертах системы школьного исторического образования, то к ним относятся:
• поиск духовно-нравственных ориентиров, способствующих консолидации общества;
• признание идеи вариативности образования как ценности, отвечающей гуманистической сущности человека;
• придание системе образования демократического и открытого характера
• становление государственно-общественного управления системой образования;
• поиск оптимального баланса между федеральным и региональным компонентами системы образования;
• признание поликультурности, многонациональное и поликонфессиональности российского общества.

Если ориентироваться на требования компетентностной педагогики, каким должен быть сегодня урок, то уместно вспомнить таксономию Б.Блума. Я использую конструктор, позволяющий осознать внутреннюю структуру урока, логику презентации программного материала, предусмотреть различные уровни заданий, реализующих принцип «от простого к сложному», позволяющих увидеть уровень сформированное читательской компетентности. На что же ориентирует учителя данная таксономия?

1 уровень предполагает воспроизведение пройденного материала (учитель формулируем задания с использованием глаголов: дать определение, повторить, перечислить, вспомнить, назвать).
2 уровень – это умение передать новую информацию своим словами, высказать предположение о дальнейшем ходе событий (в формулировании задач должны быть использованы глаголы: обсудить, описать, переформу-лировать, объяснить).
3 уровень демонстрирует умение использования изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях (интерпретировать, использовать, применить, инсценировать, проиллюстрировать, разработать).
4 уровень выявляет умение распознать, соотнести, выделить частности –здесь задания звучат по-другому: различить, оценить, проанализировать, проверить, сопоставить, обследовать и т.д.
5 уровень – умение комбинировать элементы, чтобы получить целое (глаголы для формулирования заданий: предположить, разработать, систематизировать, организовать, подготовить и т.д.
6 уровень — умение оценивать, переосмысливать, создавать своё на основе полученной информации (учитель формулирует задания с использованием глаголов: оценить, сравнить, сделать вывод, объяснить, обосновать, подытожить), причём задания на знание, понимание и применение позволяют говорить о низком уровне сформированное мышления, а задания на анализ, синтез и оценку направлены на выявление высокого уровня мышления.

Таксономия вопросов достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Таблица 1

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ...?», «Если я правильно понял, то ...?», «Я могу ошибаться, но, по- моему, вы сказали о ...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что- то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с пятого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Самоанализ урока обществознания с применением технологии таксономии Блума.
В курсе обществознания это вторая тема в изучаемом разделе «Человек среди других людей». Таблица 2

На уровне анализа и синтеза на уроке применяется флипчарт – это доска, но не школьная черная поверхность, испачканная мелом, а стильное удобное приспособление для подачи информации и проведения презентаций. Бумага для флипчарта обеспечивает наглядную подачу текста и графики, а также возможность быстрой смены демонстрируемых материалов.

Уровень оценки на уроке обществознания реализуется при помощи мультимедийной аппаратуры. Опрос детей провожу при помощи двух программ это:
Plickers — это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика своя, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы.

Kahoot — это сравнительно новый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Он может эффективно использоваться в дидактических целях. Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету.

Значимым эффектом критического мышления является социальная активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении, деятельное, мотивированное участие индивидов в преобразовании объективных социальных условий, в таком их изменении, которое способствует более полному достижению интересов и удовлетворению потребностей.

Использование социального проектирования в урочной и внеурочной деятельности в рамках изучения курсов истории и обществознания в силах решить эту задачу. Преимущества социального проектирования заключаются в том, что, во-первых, проект основывается на личном интересе ребенка, а во-вторых, связана с местным сообществом, а значит, воплощение проекта в жизнь позволит школьнику увидеть, как окружающая среда меняется под его воздействием, что является огромным стимулом к действию. Идеи для социальных проектов по истории и обществознанию возникают на уроках, но окончательно формируются в результате внеурочной, самостоятельной, коллективной деятельности учащихся. Традиционно большую популярность имеют исследовательские социальные проекты.

Интересным социальным проектом, воплощенным в жизнь в 2017 году, стал школьный музей «Шәһри Казан» – это историко-краеведческая работа, позволяющая узнать об истории и культуре Малой Родины, это познавательные и увлекательные путешествия по самым интересным местам нашего города.

Увлекаясь этой работой, у учащихся появится возможность, участвовать в управлении школьным музеем, разработать и реализовать свои творческие, исследовательские, этнокультурные, выставочные и экскурсионные проекты.
Участвуя в районном конкурсе юных краеведов члены школьного музея «Шәһри Казан» заняли III место в номинации «Видеофильм» и III место в номинации «Историческая викторина» .
Для реализации своих внеурочных проектов я привлекаю социальных партнеров:
сообщество «Сэлэт» , РМОО «Лига студентов Республики Татарстан» , Российское движение школьников .

«Лучше взять и улучшить завтрашний день, чем переживать, что вчерашний был так себе», – говорил Стив Джобс, и, пожалуй, нам стоит с ним согласиться.

https://www.emilrt.com/experience

Прикрепленный файлРазмер
Опыт работы29.29 кб
Таблица 184.18 кб
Таблица 2230.88 кб