SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие»

Рисунок1

Делимся педагогическим опытом

Со школьной скамьи мои ученики составляют свое собственное представление о мире, и в моих силах сделать их мировоззрение ярче и интересней, а понимание - глубже. И помогает мне в этом любимая наука - химия.
Новые методы преподавания по сингапурской системе « Совершенствование качества преподавания в РТ». «Преобразование обучения для XXI века», позволяют сделать урок более разнообразным и мотивировать обучающихся на познание нового .
Я прошла углубленный курс обучения по теме «Преобразование обучения для XXI века»: Развитие культуры мышления и получила сертификат Мастера Учителя и удостоверение, подтверждающее курсы повышения квалификации в объеме 200 часов.
Приглашена была МО и Н РТ на методические коучинги и семинарские занятия, где обучила 907 методистов и учителей Казани, и республики Татарстан.
Опираясь на инновационные технологии, я развиваю у обучающихся:
- навыки сотрудничества;
- критического мышления;
- креативности;
- коммуникации.
Достичь этих личностных характеристик мне удалось через использование на уроках работы в группах и в парах:
- Применение технологий проектной деятельности,
- Создание проблемных ситуаций,
- Панельные дискуссии и ИКТ.
Ролевые игры украсили мои уроки и сделали уроки химии любимыми для обучающихся.
При выполнение проектных работ я использую такую обучающую модель как РАФТ (роль, аудитория, форма, тема). Ученики создают проекты по темам "Охрана окружающей среды", "Бытовая химия", "Пищевые добавки и БАДы". В течение урока нужно разработать проект рассчитанный для слушателей, разных групп людей(ученики, учителя, родители). Такая работа сплачивает коллектив. Все одновременно взаимодействуют, несут ответственность за свою команду, каждый ученик выполняет свое дело. Умение слушать и быть услышанным, уважать и ценить идеи и мысли друг друга является частью развития позитивного взаимодействия.

В педагогической практике, неотъемлемым подходом, является установка межпредметных связей школьных дисциплин. Обучающая структура Токинн Мэт (мысли на столе), помогает генерировать новые идеи, создать взаимосвязь с ранее изученным материалом анализировать и делать выводы. Данную обучающую структуру можно использовать на уроках при обобщении материала и подготовки к контрольным работам.
Есть такое выражение: "в споре рождается истина" и это действительно так. Спор на уроке, да еще и по теме, что может быть лучше?! Я в начале урока даю "раздражитель" (видео, текст из учебника, фильм, опыт и т.д.). Надо сделать утверждение, представить аргумент, задать вопрос, доказать. И все это выполняют ученики (взаимосвязь ученик- ученик),и все ответы правильные, и верные. Урок удался!

В своей педагогической практике большое значение я уделяю социальной среде на уроке (взаимоотношения учеников, культура речи, поведения, почтение, терпение, ответственность каждого,психологический фактор). Все творческие, проектные работы учеников я стараюсь делать "видимыми", что позволяет учащимся воочию увидеть результат своей работы и своих коллег. Видеть мысли другого ученика очень важно,т.к. не все воспринимают информацию на слух. Кто-то может быть аудиалом, а кто-то и визуалом.

Химия наука экспериментальная и проведение практических занятий неотъемлемая часть урока. В процессе обучения химии школьники учатся проводить простейшие химические операции, собирать из готовых деталей приборы для получения газов, распознавать вещества по характерным для них качественным реакциям, приготовлять разные растворы различной концентрации и т.д. Связь химии с жизнью надо понимать широко. Это не только знакомство с продуктами химического производства, но и знания важнейших химических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в быту, природе, использование новых средств обучения, посредством которых раскрываются современные достижения химии и химического производства.

На своих уроках я стараюсь приблизить изучаемый материал к окружающей деятельности.

В теме «Первоначальные химические понятия» подбираю примеры тех явлений, с которыми учащиеся знакомы в повседневной жизни.

При составлении формул обращаю внимание на формулы уже знакомых учащимся веществ. Например СаО (негашёная известь). Са(ОН)2 (гашёная известь), NaCl (поваренная соль), NaHCO3 (пищевая сода). Na2CO3 (кальцинированная сода), СаСО3 (мел) и др.

При изучении основных классов органических веществ раскрываю необходимость их изучения, формирую познавательный интерес.
Основой преподавания химии является химический эксперимент может стать средством познания и обеспечить совершенствование знаний и практических умений учащихся, а также является средством их развития в процессе обучения. Для формирования практических умений, а тем более для их развития необходимо время. Изыскать его возможно, если осуществить формирование практических умений поэтапно, распределяя эту работу по годам обучения. В течение одного года следует развивать и совершенствовать умения, необходимые для выполнения учащимися химического эксперимента определённого вида. Так, в 8 классе мы формируем умение осуществлять лабораторные опыты, проводить наблюдение при выполнении химических опытов, фиксировать устно или письменно результаты химического эксперимента.

В 9-м классе необходимо развивать умение выполнять практические работы и с достаточной полнотой оформлять результаты эксперимента в отчётах. Сформировать более частное умение - выполнять некоторые виды химических задач экспериментально.

В 10, 11 классах добиваюсь наибольшей самостоятельности при выполнении школьниками различных видов химического эксперимента.

Для запоминания способов практических действий в течение учебного года учащимся следует предлагаю аналогичные упражнения по каждому виду эксперимента.

Отдельные аспекты практических действий отрабатываются также при экспериментальном решении специально подобранных задач. Переход от одного вида химического эксперимента к другому следует рассматриваю, как задания различной степени трудности, т.к. при выполнении лабораторных и практических работ учащиеся совершают действия различной глубины, широты и самостоятельности.

При проведении химического эксперимента стараюсь использовать хорошо известные учащимся продукты. Например, для получения углекислого газа и распознавания карбонатов использую мел или пищевую соду.

При изучении белков применяю не только яичный белок, но и молоко, творог.

При изучении темы «Углеводы» учащиеся проводят лабораторную работу в течение 12-15 минут на уроке по изучению состава и свойств глюкозы. Учащиеся работают группами. Одной группе раздаётся по 3-4 изюминки, другой - кусочки яблока, третьей - глюкоза кристаллическая, четвёртой - кусочки сахара-рафинада. Сам учитель проводит опыты с мёдом.

Перед учениками ставится задача: определить наличие спиртовой и альдегидной группы в исследуемых веществах. Все наблюдения обобщаем в виде таблицы на доске.А также использую обучающую структуру " карта согласия".

Многие связи химии с жизнью даю в виде задач.

Начинаю с простых, например, почему гаснет спичка если на неё подуть (8 кл). Или при изучении темы «Вода. Растворы. Основания», даю практическую задачу рассчитать потери пресной воды при неисправном водопроводном кране.

Постепенно задачи усложняю. Большое внимание уделяю решению качественных практических задач. Это прежде всего задачи на распознавание веществ. Они выполняются учащимися не только на практических занятиях, но и на обычных уроках в виде индивидуальных заданий.Письменное оформление химического эксперимента в тетрадях, особенно при решении химических задач сопровождается большой мыслительной работой учащихся и способствует совершенствованию их учебных умений, внедрению ИКТ.

Большое значение для развития познавательной деятельности учащихся, а также для усиления практической направленности обучения имеют упражнения в решении расчётных химических задач.

Подбирая расчётные задачи, обращаю внимание на их текстовое содержание, чтобы эти задачи имели практическую направленность.

Например, задача №1:

Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 20 г гидрокарбоната натрия.

Задача №2:

Гидрокарбонат аммония используется при выпечке кондитерских изделий.

Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50 г гидрокарбоната аммония.
В вопросах ЕГЭ по химии встречаются задания практической направленности , по этому необходимо систематически на уроках практиковать задания данной направленности. таким образом ученики накапливают знания, формируют привычки. А привычки формируются когда мы проделываем что - то снова и снова, регулярно. Этот процесс необходим ,т.к постоянно происходит развитие мышления. После изучения каждой темы по программе, ученикам предлагаются для рассмотрения задания с сайта ФИПИ, http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii , где всегда можно найти тематические примеры.

Одним из направлений моей педагогической практики является работа по интегрированной программе «Мир химических профессий», которая позволяет познакомить учащихся с профессиями химической отрасли и сделать правильный выбор в своей дальнейшей жизни. При проведении таких уроков я приглашаю в помощь психолога школы.
Психологическое тестирование помогает учащимся определиться с выбором профессии связанной с химией. По"карте интересов" было протестировано 60 учеников 9 классов, из которых:
"человек - техника" - 19 человек,
"человек- человек" - 26 человек,
"человек-художник" - 6 человек,
"человек - природа" - 9 человек.
Главный показатель работы учителя это результативность учеников.
При 100% обученности качество знаний составляет:
за 2011/2012 - 62,5%;
за 2012/2013 - 65,3%;
за 2013/2014 - 67,8%.

Встречи с представителями профессии, выдающимися специалистами в этой области, Кавалерами Ордена Славы в химическом машиностроении, преподавателями Вузов и химических дисциплин делают их незабываемыми и часто определяют дальнейшую судьбу обучающихся. Гостями у обучающихся были: профессор Русинова С.И.,профессор Кочнев А.М., профессор Хацринов А.И.

Практическая составляющая моей деятельности – это не только демонстрационные эксперименты, а интересные, незабываемые походы в химические музеи Вузов и химических предприятий, но и экскурсии в экспериментальные лаборатории КНИТУ, промышленные производства.
Например: Автобусная экскурсия на производство - "стекольный завод" в Васильево, ОАО «Синтетический Каучук» с которым школа имеет трех сторонний договор о сотрудничестве в рамках Государственно-общественного управления ФЦПРО.
В ежегодной научно-практической конференции «День науки в школе №39» предметная секция естественно- научного цикла самая многочисленная и активно выступающая детская аудитория по представлению исследовательских работ. «Фейерверки», «Вода-вещество №1», «Саморазлагающиеся банки» (рабочая версия названия) отобраны для конкурса на III республиканский конкурс молодежных инновационных проектов «Инновационный полигон 2014», представленный Эрудитом Татарстана, моим учеником, Янбековым Артуром. Сам проект называется «Татарстан – территория будущего».
Научно-исследовательская работа Вероники и Виктории Васениных за творческую работу "Казанский пороховой завод" награждена дипломом призеров Всероссийского конкурса "Недаром помнит вся Россия ...".
За свою новизну, историческую правдивость и практическую принадлежность статья "Казанский Государственный казенный пороховой завод" опубликована в журнале "Юный краевед" №10, 2012 год.

Участие в конференции посвященная 100 – летнему юбилею П.А.Кирпичникова, где я участвовала со стендовым докладом по теме "Непрерывная концепция образования "Школа - ВУЗ"".
На протяжении многих лет, мои ученики активно занимаются исследовательской деятельностью в лабораториях КНИТУ(КХТИ). Свои первые шаги в науке обучающиеся делают участвуя в конференциях разного уровня, где становятся лауреатами и победителями таких конкурсов как:
ТВ игра «Химический бум»,
Республиканский конкурс «Нобелевские надежды»,
Республиканский проект «Татарстан – территория будущего».

Ежегодно мои ученики поступают в КНИТУ(КХТИ) и связывают свою судьбу с химией, что очень актуально и значимо для Республики Татарстан, которая заинтересована в высококвалифицированных специалистах химической отрасли (Хацринова Юлия, Мухамедшин Александр, Батракова Алена, Ситнов Альберт, Дановский Дмитрий).
Многие выпускники школы, а потом и выпускники КНИТУ стали работать на предприятиях нашей Республики (Церажков Петр, Зарипова Айгуль («Нэфис – косметикс»), Колчин Дмитрий («Белгород – Хим»), Дановский Дмитрий (ТЭЦ -2), Юсупов Руслан («Дюпон»)).

В рамках сотрудничества «Школа – ВУЗ» на базе нашей школы открыты колледж-классы, в которых проводятся занятия со школьниками по углубленной программе таких предметов как:
химия,
физика,
математика.
Занятия проводят профессорско- преподавательский состав КНИТУ.

Летом мои ученики посещают лагерь «Орбиталь», где можно совместить летний отдых с занятиями по химии, послушать лекции профессоров не только Казанских ВУЗов, но и ученых со всей России. Познакомиться с интересными людьми, найти новых знакомых, ведь социальные навыки и коммуникации важны для всех.

Мотивировать, вдохновлять, обучать , уважать и любить нужно всех детей. В их руках будущее человечества.
Я люблю свой предмет, люблю детей и считаю, что свой выбор я сделала правильно. Ведь достижения учеников самая большая похвала для учителя.

Прикрепленный файлРазмер
таблица.docx13.92 кб
таблица2.docx13.97 кб
Лауреаты.docx15.23 кб
Новейшие технологии.docx640.45 кб