SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста посредством организации библиотеки в группе

На сегодняшний день актуальна проблема сохранения интереса детей к книге. Интерес необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Восприятие ребенка художественного слова удивительна, при хорошем руководстве у него постепенно начнет складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Именно библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — чудесные познания и привести в действие, которое вдохновляет на творчество, а также сделать процесс чтения для маленького читателя эмоционально-увлекательным, желанным и радостным.
Для оформления таких библиотек разработаны следующие рекомендации:
- каждая мини-библиотека должна предусматривать наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества;
- в библиотечных зонах должна быть разнообразная по жанрам литература: стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги.
В мини- библиотеках должны быть представлены разные типы книг:
- книжки - игрушки,
- книжки - картинки,
- книжки - вырубки,
- книжки – панорамы.
В библиотеке книги можно разделить по следующим разделам:
- народные, авторские сказки;
- об истории страны, армии;
- о детях, взрослых и их взаимоотношениях;
- о природе, временах года;
- познавательная литература.
В групповой библиотеке каждый ребенок должен иметь возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее, при желании взять её домой.
Для того чтобы библиотека вызывала интерес детей в познании книг, хороший вариант – это мобильный книжный уголок, который оформляется каждую неделю по разным тематикам в соответствии с планом образовательной деятельности. На полке стоят портреты детских писателей. Дети знакомятся с их биографиями, творчеством, произведениями, написанными ими.
В библиотеках есть возможность проводить занятия с элементами сказкотерапии, музыкотерапии арттерапии, что способствовало развитию психических познавательных процессов у детей, улучшало их эмоциональное состояние, способствовало эмоциональному благополучию детей.
Рядом с книжным уголком целесообразно размещать театральный уголок, так как, после знакомства с тем или иным произведением дети могут для закрепления материала обыграть прочитанное произведение.
Одна из форм создания библиотеки в группе - «Мульти-пульти библиотека». В ней представлены сказки, по которым сняты отечественные мультфильмы. Такая тема выбирается не случайно. Все дети очень любят смотреть мультфильмы и когда ребята встречаются с героями мультика на страницах книги, повышается интерес к литературе. Посетители библиотеки имеют возможность взять понравившуюся книгу и вместе с воспитателем прочитать ее. Кроме того дети, в нашу мини-библиотеку могут познакомиться с мультфильмами, снятыми по произведениям художественной литературы.
После просмотра мультфильма дети рассказывают, что у них дома есть такая книга, некоторые знакомы с этой сказкой и с удовольствием приносят книги, что бы почитать их в саду. А так же на определенный срок дети могут взять книгу из мини-библиотеки домой для прочтения с родителями.
Так же в рамках тематической недели «Мир книги», можно создать мастерскую «Книжки-малышки», «Книжкина больница»
Старшие дети создают книги для малышей.
Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Таким образом грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду
- создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Прикрепленный файлРазмер
библиотеки в группе ДОУ.pptx2.95 Мб