SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Гордимся прошлым – строим будущее.

Гордимся прошлым – строим будущее.

Мироновская Татьяна Викторовна. учитель математики высшей категории, МБОУ «Гимназия№7» Ново-Савиновского района г. Казани

Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
Конфуций.
У каждого человека свое прошлое, несмотря на то, что история мира одна. Непостижимое прошлое у планеты, великое прошлое у моей страны, незабываемое прошлое у культуры, достойнейшее прошлое у образования. Воображение уносит меня в детские годы. Вспоминаю как с ранних лет на вопрос: «Кем ты будешь?» - я отвечала уверенно и твердо: «Я буду учителем!» До сих пор мне непонятна причина такой уверенности, ведь никто из моих родных не был связан с педагогикой. Но прекрасно помню, как в первом классе, приходя из школы домой, я усаживала свою четырехлетнюю сестрёнку за стол и пыталась ее научить всему тому, что сама узнала за день.
Какое прошлое делает будущее человека? Моя мама, не имеющая высшего образования, старалась сделать все, что бы мы, её дети, смогли после школы продолжить учиться. Сама же она стала для меня образцом трудолюбия, скромности, преданности своей профессии: всю жизнь мама проработала в конструкторском бюро чертежницей. А папа, работая начальником цеха на заводе, никогда не упускал возможности саморазвития в профессии, реализовывая рационализаторские предложения. Жизнь моих родителей, уроки мудрости, которые они преподали мне, это мое прошлое, помогающее строить бедующее. Выбирая профессию, я понимала, что она должна стать смыслом моей жизни, помочь мне стать счастливой. И я стала учителем! И не ошиблась. Ведь эта профессия – одна из тех, которые не только опираются на успехи прошлого, но и зовут в будущее. Я поняла, что у каждого времени свои приоритеты: то, что было успешным вчера, может потерять актуальность сегодня, а в будущем и вовсе может быть предано забвению. В моей профессии нельзя стоять на месте. И мне очень близко утверждение Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, то мы украдем у наших детей завтра». Передо мной встали вопросы: Какой быть? Каким должен быть современный учитель? Каким принципам он должен следовать? Я понимала, что нужно все делать для того, чтобы детям в классе было комфортно, чтобы ученики и учитель понимали друг друга, делали все вместе, сообща. Я работала по традиционной методике, но чувствовала, что не получаю удовлетворения: вопросов было больше, чем ответов. Посещение уроков коллег, их рекомендации после посещений моих уроков, изучение методической литературы по-прежнему оставили вопросы открытыми. По истечении трех лет я чувствовала, что надо что-то менять, надо измениться самой, но как?
И я стала матерью. Три года, посвященные воспитанию собственного ребенка, укрепили во мне веру в значимость профессии учителя. Мама – первый учитель только что родившегося человека, потом она отдает свое чадо в руки воспитателей детского сада и школьных учителей. И именно учителя передают обществу не новорожденного человека, а гармонично развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Я поняла главное – буду учить так, как хотела бы учить собственного ребенка. Оставался вопрос: Как учить?
Выйдя из декретного отпуска в школу с красивым названием «Земля родная», я оказалась перед необходимостью работать по программе «Школа 2000…». Случилось так, что среди прочих классов у меня были два 5-ых, один из которых в начальной школе обучался по традиционной программе, а другой – по развивающей программе «Школа 2000…». Огромная разница между этими классами произвела на меня сильное впечатление. И главное отличие было не в более сильной подготовке детей, обучающихся по развивающей программе, а в их поведении. Они легко вступали в контакт со взрослыми, не боялись делать ошибки, спорили, доказывая свое мнение, демонстрируя при этом грамотную математическую речь. Я с большим энтузиазмом включились в работу по освоению новой технологии деятельностного подхода. Для меня было открытием, что новая для меня технология, дающая такие результаты, строится на учениях основоположников теории деятельности. Данная технология дала мне инструмент для конструирования урока, для подготовки и создания проблемной ситуации. Уроки стали достигать поставленных целей, появилось удовлетворение после проведенного урока. Мне, как математику и логику, очень трудно подобрать слова для описания того, что я чувствую на уроке, когда на этапе «открытия» нового знания ученики выдвигают свои гипотезы. В этот момент важно, чтобы мое мнение не довлело над ними, не мешало вовлечению в дискуссию всего класса. И тогда начинает происходить чудо: «Я понял!», «Я поняла!», «А я не понял!», и через некоторое время: «И я тоже понял!!». Этот восторг дети не в силах удержать в стенах кабинета математики: они рассказывают классному руководителю, друзьям, родителям о том, что сегодня они открыли сами новое правило. Учащиеся не изобретают заново велосипед, а преодолевают трудность, возникшую на уроке. Значит, трудностей бояться не надо, и избегать их также не нужно. Их можно преодолевать, и ребятам это вполне по силам. Я стремлюсь, чтобы на каждом уроке ученики убеждались в этом, и сама учусь вместе с ними, но не забываю использовать опыт прошлого. Российский математик Александр Кулешов советует: «Читайте старые статьи. Это собрание огромного количеств новых идей. Все забыто, люди начинают заново повторять идеи, которые были высказаны еще в 60-е годы». Мне очень импонируют слова президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: «Необходимо посмотреть за горизонт одного, а может быть даже и двух десятилетий, проанализировать какие компетенции будут востребованы через 10 и более лет». Это и есть наша траектория из прошлого в будущее. И я счастлива, что имею советское фундаментальное образование и возможность развиваться для достижения профессиональных результатов в будущем. Закончить свое эссе хочу стихами Н.К.Костюковой, которые воплотили мои чувства.
Я слагаю урок, словно песенный стих.
Угнетает меня повседневность сует,
И обиды в душе оставляют свой след…
После долгой разлуки в свой класс я вхожу.
Наконец-то! Вот здесь только я и дышу.
Здесь дают мне энергию сорок пар детских глаз.
Я могу поделиться и дать про запас.
Вот взметнулся навстречу улыбок салют.
«Ты, мгновенье, прекрасно,--себе говорю.—
Ты, мгновенье, замри!» Только это не жизнь.
Отомри, и начнем. Торопись. Торопись!

Прикрепленный файлРазмер
эссе2016.docx19.71 кб