SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Формирование толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы.

IMG_3027

Горсть терпимости стоит больше, чем мешок мозгов.
Датская пословица

Моя методическая тема – формирование толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Изменение современной геополитической обстановки, острая негативная динамика проблемы международного терроризма подтверждает актуальность данной работы. Нестабильная политическая ситуация в мире влечет за собой миграцию населения. Республика Татарстан – очень многонациональна и вопрос изучения данной проблемы среди подрастающего поколения остается очень важным. Дети – непосредственные свидетели всего происходящего в мире, в стране, в городе. Необходимо с раннего возраста воспитывать в детях индивидуальность в себе и учить принимать индивидуальность и непохожесть в других.

Став в 2013 году экспериментальной площадкой по апробации программы «Разноцветная планета», наш детский сад успешно внедряет данный проект, ориентированный на диалог культур.

Проанализировав свою экспериментальную работу по данной теме, я пришла к пониманию необходимости создания авторской программы «Планета толерантности».

Целью моей программы являются:
1. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Формирование компетенций у всех участников образовательного процесса в области интеркультурного воспитания.
Задачи:
1. Формирование уважения и признания к себе и другим людям, к их культуре.
2. Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме.
3. Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным разнообразием и пространством своего и других народов.
4. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
5. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Разрабатывая эту программу я изучила много источников. Владение несколькими иностранными языками позволило мне также изучить опыт зарубежных коллег. Однако наиболее прогрессивная, инновационная и интересная концепция по данному вопросу рассматривается в:
1. Примерная образовательная программа «Разноцветная планета».
2. Правительственная программа Санкт-Петербурга «Толерантность» (Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015годы).
3. Статьи английского журнала для педагогов начального образования «The Pedagogical world» и «Happy childhood».
4. Сборник педагогических статей в области ориенталистики «Ilkokul ve Anaokul 2014».

Формирование этнокультурного взаимодействия у детей начинается в совместной деятельности со взрослым, в том числе и в стенах дошкольного образовательного учреждения. Привычная система работы в группе строится на комплексно-тематическом планировании. Воспитание толерантности является сквозной деятельностью (происходит в течение всего года). Мне показалось интересным объединить воспитание толерантности работой с этнокалендарем.

Этнокалендарь – календарь памятных дат, событий и праздников в культурных традициях жителей Татарстана, в котором впервые объединены светская и религиозная темы культуры, представлены главные даты всех конфессий, обычаи разных народов нашей страны, российские, государственные и международные праздники.

Внимание к этническим традициям сегодня не случайно. На наших глазах день ото дня в семьях горожан растет популярность отмечания с соблюдением обычаев Рождества и праздника Курбан-байрам, Пасхи и Ураза-байрам, и Дня всех влюбленных и Дня семьи, любви и верности…

На основе «Этнокалендаря» Санкт-Петербурга мной составлен свой методический комплект «Этнокалендарь», который адаптирован специально для нашего региона. Данный этнокалендарь состоит из трех частей:

В ПЕРВОЙ ЧАСТИ представлены комплект плакатов с перечнем самых ярких праздников народов мира.
ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ содержатся практические разработки занятий с использованием как визуальных средств, так и художественного творчества и литературы. В некоторых занятиях эти виды деятельности совмещены. Приведенные видеоматериалы носят рекомендательный характер. Однако в каждом конспекте имеется активная ссылка на интернет-ресурс, где подобран видеоматериал по данной теме.
Использованные в данном комплекте видеоресурсы делятся на три вида:
1. Рекламные видеоролики.
2. Социальные видеоролики.
3. Мультипликационные фильмы.
Благодаря развитию Интернета в виртуальном пространстве появился интернет-ресурс YouTube (www.youtube.com). Простота и удобство использования сделало YouTube популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей. Сюжеты, размещенные на данном портале, как правило, не очень продолжительные по времени (в среднем 5-15 минут), что делает их оптимальным для показа детям дошкольного возраста.

В ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ содержатся информационные материалы к знаменательным датам. Используя данные рекомендации, воспитатель сможет расширить свою профессиональную компетентность в области применения одной из инновационных технологий современного образования – Медиа-педагогики.

Далее я хотела бы подробнее остановиться на примерах технологии работы в группе. В сентябре я напоминаю детям понятие «географическая карта», провожу беседу «Что обозначают на карте?» начинаем игру в юных этнографов. Наша игровая задача – создать свою карту мира, населив ее объектами, традиционно изучаемыми в группе по лексическим темам, показав их места происхождения. Для детей вводится дополнительный игровой мотив – помочь найти дом потерявшимся путешественникам куклам Ивану и Юле. В течение учебного года мы совершаем образовательные виртуальные путешествия вместе с ними. «Попадая» в разные страны наши игровые персонажи меняют свои имена на соответствующие по значению для представителей того народа, к которому они попали. Этот прием помогает нам показать языковое многообразие при смысловом единстве. У большинства народов находятся аналогии имен Юлия – Дулкын (тат.), Жюли (фр.), Юльхен (нем.), Хулия (испан.), Джулия (итал.), Юлька (польск.) и т.д. Иван претерпевает фонетические изменения Иштван (нем.), Джон (англ.), Жан (фр.), Ян (лат.), Хуан (испан.) и т.д.

В традиционной для детского сада теме «Урожай» мы путешествуем вместе с растениями, пришедшими к нам из других культур. При этом в поле нашего внимания в первую очередь оказываются традиционные для меню детского сада овощи и фрукты. Неожиданным для детей оказывается, что многие привычные овощи и фрукты – «иностранцы» (привезены к нам из других регионов). Я предлагаю детям выбрать овощ или фрукт, который они хотели бы представить в своем проекте и отправиться с ним в небольшое «путешествие». В заключении рассмотренный ребенком овощ (наклейку), он помещает на предметной карте мира группы.
Международный праздник «День защиты дельфинов» помогает в интересной и нетрадиционной форме окунуться в проблемы экологического воспитания. Дети, во время знакомства с этим праздником, посвящаются в «Клуб защитников природы», в рамках которого изготавливают листовки и ведут экологическую пропаганду.
Японский праздник «Хина Мацури. Праздник кукол…» является завершающим мероприятием и объединяющим такие темы как «Мебель», «Посуда», «Строительство», «Игрушки». Следует отметить, что путешествуя по странам, мы привозим с собой интересные предметы кухонной утвари, быта, одежду. Создавая игровую ситуацию «Я – дизайнер», дети из привезенных предметов обустраивают новый дом для кукол-путешественников Ивана и Юли – «Дом дружбы народов».

Подобная работа над лексическими темами, касающаяся знакомства с культурой разных народов, позволяет нам не только обогатить знания детей, но и развивать их интерес к жизни за пределами знакомого им мира, умение увидеть в знакомых вещах отголоски древнейших культур и понять, что жизнь на Земле возможна лишь в «гармонии многообразия».
Эмоциональная сфера является важнейшей составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Сквозным механизмом развития эмоциональной сферы детей в формировании толерантного сознания является – «копилка впечатлений».
«Копилка впечатлений» – это психологический прием, который способствует развитию у ребенка способности к рефлексии, самоанализу и самоконтролю. А самое главное, этот механизм помогает снятию эмоционального напряжения, психологической разгрузке детей.
Копилка впечатлений представляет собой куб средних размеров с прорезями на гранях, на которых символами «Смайлы» изображены соответствующие эмоции (радость, удивление, сомнение, грусть). Каждый ребенок после путешествия сам выбирает тот символ, который отражает его эмоциональное состояние и опускает в копилку.

Программа по формированию толерантности, а точнее, идея виртуальных путешествий вызвала серьезный и неподдельный интерес со стороны родителей, которые в свою очередь благоприятно восприняли идею партнерства и сотворчества. Понимая, что нет необходимости делать акцент на традиционных формах работы с родителями, я хочу остановиться на таких технологиях как:

– IT-технологии. Появление мобильных, информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети и мобильной телефонии, представляет родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией.

Также при работе с родителями я использую:

– Кейс-технологии. Они представляют собой группу образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанных на решении конкретных проблем и задач. Применяя данные технологии на родительских собраниях в форме треннига, мы доносим до сознания родителей эффективность развития детей путем решения ими же самими конкретных задач-ситуаций, а не предоставления детям информации в чистом виде.
– Технологию «Free-education», которая помогает донести до сознания родителей необходимость предоставления детям свободы выбора в рамках правила.

Современная философия взаимодействия с семьей заключается прежде всего в предоставлении такого количества и качества информации о ребенке и способах его развития, которые позволит им принимать верные решения в вопросах развития, воспитания и образования собственного ребенка.

Иная птица людям доверяет и ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свевает
И веря людям, не боится их.
Спасибо, ласточкам, что с нами дружат
И к людям обращаюсь я сейчас
Я говорю: Старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.