SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы по теме: "Использование хлопкового материала в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"

Творческий процесс. Необычный цветок. Аппликация марлей с рисованием гуашью. Снеговик около елки. (аппликация с использованием ватных дисков)

Творчество – это способность познавать и удивляться, умение находить в нестандартных ситуациях нестандартные решения, расположенность к новым открытиям и умение осознать и применять полученный опыт. Э.Фромм
Ребенок, родившись, начинает активно познавать окружающий его мир.
На самых ранних этапах в этом ему помогают родители, в дошкольном возрасте в жизнь малыша приходят первые педагоги. От профессионализма первых воспитателей зависит то, как ребёнок научится познавать и отображать окружающий его мир.
В педагогической науке подчеркнута ценность художественно-эстетического развития в становлении личности дошкольника. Формирование мировоззрения ребенка неразрывно связано с творческим восприятием действительности. Чем больше ребенок проживает окружающий мир через рисование, лепку, конструирование и аппликацию, тем четче он чувствует логику и связи между событиями в природе и окружающей действительности. Поэтому путь к познанию в дошкольном возрасте - через отображение окружающего мира.
Актуальность выбора методической темы обусловлена тем, что художественно-эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные нетрадиционные техники способствуют развитию мышления и воображения дошкольников, формированию универсальных учебных умений и навыков. Что является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО.
На современном этапе существуют множество материалов для нетрадиционных техник в художественно-эстетическом творчестве, и это дало новый толчок для развития творческого потенциала педагогов. Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенными навыками в рисовании, конструировании и лепке.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.
Меня, как педагога, увлеченного художественно-эстетическим развитием детей, заинтересовали возможности использования всего многообразия хлопкового материала. Для творческой художественной деятельности очень интересно и необычно использование в работе ваты, ватных дисков, марли и хлопковых тканей. В выборе техники работы для меня основным является, прежде всего, экологичность материала, его безопасность и возможность комбинировать разные фактуры в пределах одной техники. Так же стоит обратить внимание на универсальность хлопкового материала, ведь техника его использования позволяет создавать и плоскостные, и объемные работы.
Целью моей работы является развитие творческого потенциала и креативного восприятия окружающего мира дошкольниками через технику использования хлопкового материала в продуктивных видах деятельности.

Реализация опыта состоит из ряда этапов.

Задачи первого этапа:
Изучение и анализ теоретической и методической литературы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников,
Организация диагностики уровня владения дошкольниками техникой работы с хлопковым материалом,
На основании данных составление перспективного плана по ознакомлению с техникой работы с хлопковым материалом.

Задачи второго этапа:
Подбор материалов для реализации перспективного плана работы;
Реализация перспективного плана по обучению технике работы с хлопковым материалом;
Вовлечение родителей в творческий процесс, организация выставок работ, участие в конкурсах.

Задачи третьего этапа:
Проведение диагностики по итогам реализации плана обучения.

Реализация всех этапов во всех возрастных группах позволяет говорить о высокой значимости использования нетрадиционных техник в художественно-эстетическом воспитании детей. Дети, имеющие опыт работы с хлопковым материалом, предлагают более совершенные, выразительные образы в аппликации, часто сами выбирают для передачи фактуры тот или иной хлопковый материал, интегрируют техники аппликации и рисования в процессе отображения окружающего мира.