SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Коррекционно- развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями речи через игры с героями сказок и мультфильмов

1

Учитель-логопед –это в какой-то мере волшебник: яркий дидактический материал, современные технические средства обучения, символы, схемы, волшебные палочки – это моя магия.
Я постоянно нахожусь в поиске новых, эффективных, интересных форм, технологий, методов, приемов коррекционного образования и воспитания. Я ищу методы, которые пробуждают в детях живой интерес к любой проблеме, чтобы им захотелось ее самостоятельно разрешить и найти все ответы на возникшие вопросы.
Моя методическая тема «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями речи через игры с героями сказок и мультфильмов посредством предметно-манипулятивной деятельности»
Грамотно организованная коррекционно-развивающая совместная деятельность на основе сказочных, мультипликационных сюжетов и предметно-манипулятивной деятельности в сочетании с личностно – ориентированным подходом, позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности, самодеятельно все охватить, усвоить, переработать.
А ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте – это игра. Игра в волшебную сказку, игра в добрый мультфильм.
Вспомним наше детство, с каким нетерпением мы ждали сказку или мультики по телевизору? И показывали их до обидного мало.… Зато каждую сказку и каждый мультик мы смотрели заворожено, смаковали детали, проигрывали его в игре, с радостью возвращаясь к любимым героям…
Глобальное значение методическая тема имеет для общества. Иностранные мультфильмы и сказки изобилует сценами насилия, вульгарного поведения, неуважения к окружающим, быстрыми и агрессивными действиями, ненормативной лексикой. Все это негативно влияет на подсознание детей, на формирование и становление их личности, нравственных устоев и многих психических процессов. Советские, российские мультфильмы, русские народные, авторские сказки положительно влияют на психику детей. Они формируют правильное отношение к окружающим людям, без вреда воспитывают детей, положительно влияют на формирование черт характера. Поэтому в своей работе я использую добрые сказки и советские мультфильмы.
Цель - организация коррекционно-развивающего и воспитательного процесса через интегрированную совместную игровую и предметно-манипулятивную деятельность посредством сказочных, мультипликационных сюжетов и предметно-игровой среды.
Задачи:
• Объединять коррекционное обучение и воспитание в целостный процесс.
• Достигать высокого уровня мотивации, потребности в усвоении
• программного материала детьми за счёт сказочных, мультипликационных, игровых сюжетов и собственной активности.
• Повышать результативность коррекционно-развивающего обучения.
• Привлекать родителей в коррекционно-образовательный и воспитательный процесс.
• Повышать качество дошкольного образования.
• Совершенствовать своё профессиональное мастерство.
Сюжет каждой образовательной деятельности подстраивается индивидуально под каждого ребенка, учитывая его возможности и меняется в зависимости от уровня усвоения программного материала и желания самого ребенка.
Благодаря этому в организации коррекционно-развивающего образования можно добиться гибкого взаимодействие с ребенком, оказывать ему помощь и поддержку в выборе и реализации собственной коррекционно-образовательной траектории, сбалансированность инициативы взрослого и ребенка, содержание конструировать совместно с ребенком, исходя из его возможностей, способностей, интересов, личного опыта.
В игре, как и в сказке ребенок оценивает свои возможности, поступки, действия, то есть преобладает вертикальная оценка - сравнение ребенка с самим собой.
Дети любят не только слушать сказки, рассказывать их, но и сами играть, придумывать сказки. Поэтому мною собран предметно-игровой материала, помогающий детям придумывать сказки во время выполнения артикуляционной гимнастики, при знакомстве с новым звуком или лексической темой.
• Используя в своей работе добрые советские сказки и мультфильмы, стараюсь привлекать интерес родителей воспитанников к подготовке к занятиям, инсценировкам сказок, тем самым помогая им вернуться в мир детства со своими детьми, пообщаться, поразмышлять с детьми, подготовиться к встречи с героями сказок в детском саду, погрузиться самим и погрузить детей в мир нравственности и доброты хорошего мультфильма. Для этого проводятся театрализованные инсценировки сказок, открытые занятия и консультации о сказках, их роли для каждого ребенка.
• 92 - 94% детей выпускаются из группы в школу с речевой нормой,
• 98% детей обучаются в школах, гимназиях, лицеях.
• у 96% воспитанников сформирована мотивационная готовность к обучению в школе.
Благодаря заинтересованности детей игровой деятельностью посредством использования сказочных сюжетов у детей повышается мотивация к усвоению программного материала, а значит и повышается коррекционный эффект. Большинство детей идут в школу с чистой, правильной и красивой речью.
Со своим методическим опытом работы я участвую в конкурсах профессионального мастерства. Распространяю свой опыт на республиканских научно-практическом семинарах и конференциях. Являюсь активным участником распространения инновационного педагогического опыта работы в рамках стажировочной площадки при МАДОУ. Распространяю свой опыт не только среди коллег, но и нового поколения логопедов, являясь руководителем практики для студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета.
Мои методические разработки и конспекты опубликованы в социальной сети работников образования nsportal «Наша сеть» (http://nsportal.ru/nabiullina-regina-radikovna)