SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Использование игровых технологий в развитии речи детей. ( Опыт работы )

14.11.14 год

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 408
комбинированного вида» Советского района г.Казани
Фатхиева А.М.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Требования ФГОС – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность. Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют ребенку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.
Безусловно, выбор образовательной технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые я ставлю перед собой и детьми. Педагогические инновации изменяют и совершенствуют процесс обучения.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится постоянно искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Поэтому выбор для методической темы: «Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников» был неслучаен.
Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стесненияиз-за неправильной речи.
Цель моей работы:
формирование интереса к процессу обучения,
максимальная коррекция речевых расстройств,
успешная подготовка детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе
Задачи:
• использование игр, направленных на развитие речи детей, как в непосредственно образовательной, так и в совместной, а также в самостоятельной деятельности детей;
• интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе;
• собственную активную игровую позицию.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. Формы применения могут быть различны:
• В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы
• Как элементы более обширной технологии
• В качестве непосредственной организованной деятельности или его части
• Как технологии проведения развлечений
Игровые технологии, используемые в качестве самостоятельных технологий для освоения темы способствуют развитию творческих, познавательных способностей детей. Ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.
Игровые технологии, используемые как элементы более обширной технологии, способствуют преодолению различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении, вовлечению их в познавательную деятельность, расширению кругозора, овладению новыми навыками, проявлению новых способностей.
Включение игр и игровых упражнений в непосредственно образовательную деятельность помогло обеспечить повышение уровня познавательной и творческой активности детей; способствовало развитию речи, психических процессов, эмоционально – волевых качеств; добиться результативности в работе.
Благодаря театрализованным и режиссерским играм дошкольники получили возможность обогатить свою речь образными словами и выражениями. Участвуя в предложенных им игровых ситуациях, принимая на себя роль «артиста», дети ненавязчиво осваивали умения правильного и четкого произношения, выразительности и эмоциональности речевых высказываний.
Результаты обследования показывают положительную динамику.

- Констатирующее обследование - Контрольное обследование
Сравнительный анализ речевого общения детей шести лет с общим недоразвитием речи
Часть обследования Виды речевого общения
Вне ситуативные речевые высказывания Констатация фактов Вопросы познавательного характера Оценочные высказывания
Констатирующая 20% 90% 10% 10%
Контрольная 50% 70% 30% 30%

К концу учебного года речевые высказывания детей значительно изменились как количественно, так и качественно. Их стало больше, они получались развернутыми и полными по содержанию. В речи встречалось меньше аграмматизмов, свои мысли дети стали выражать точнее и правильнее. Увеличился словарный запас детей, в нем появились слова с оценочным значением.
В игровой деятельности наблюдались игровые диалоги, обращения к педагогам за советом, с различными вопросами. Мои воспитанники активно и результативно принимают участие в различных конкурсах детского творчества, что тоже способствует повышению уровня познавательной и творческой активности детей; способствует развитию психических процессов, эмоционально – волевых качеств.
Особое значение для результативности и успешности коррекционной работы имеет поддержка родителей, их вовлечённость в образовательный процесс.
Большинство родителей считают развитие речи детей важной задачей, но, в то же время, не уделяют этой проблеме должного внимания. Это свидетельствует о необходимости проведения работы с родителями с целью углубления их знаний об особенностях развития речи детей и накопления практического опыта.
В своей работе с родителями мы активно используем такие формы работы как совместное проведение мероприятий обучающего характера: тренинги, мастер-классы, на которых они обучаются навыкампрактического применения приемов воспитания, развития и коррекции детей с нарушениями речи.
Активное участие родителей в совместных праздниках, развлечениях, выставках, проектах способствует развитию творчества детей на основе их взаимодействия с родителями. Такие совместные мероприятия являются формой самореализации родителей, действенным способом их убеждения в том, что они являются первыми и главными педагогами для своих детей.
Особый интерес и поддержку получило такое наше начинание, как создание закрытой группы ВКонтакте, в которую охотно вошли все родители наших воспитанников. На этой страничке мы решаем организационные вопросы, делимся новостями группы, родители имеют возможность вносить различные предложения, поделиться в ответ своими семейными новостями. Такая форма работы помогает оперативно справляться с возникающими проблемами, очень сближает всех участников группы, а значит и способствует более активному вовлечению родителей в воспитательно-образовательную работу, ведущуюся в группе, в детском саду.
Таким образом, активное привлечение родителей в коррекционный процесс помогло эффективней осуществлять непрерывное развитие речевых способностей детей посредством игровых технологий.
Мои методические разработки и конспекты занятий опубликованы на педагогических сайтах маам (http://www.maam.ru/users/alsufm ) и нс-портал ( http://nsportal.ru/fathievaalsumuharlamovna ). Награждена дипломом лауреата Всероссийского конкурса «Лучший конспект занятия» от Академии дошкольного образования и дипломом 1 степени I всероссийского конкурса конспектов «Воспитатель нового поколения» организованного образовательным центром Магариф.
Принимала участие в Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы», организованной Институтом экономики, управления и права г.Казани. Моё выступление вошло в перечень статей, напечатанных в сборнике по итогам работы этой конференции.

Прикрепленный файлРазмер
IMG_1466.JPG39.99 кб
работы Фатхиевой А.М..docx41.8 кб