SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

опыт работы преподавателя ОБЖ МБОУ "СОШ № 153" Кировского района г.Казани Боженко Никиты Степановича

Описание опыта работы

Материалы, анализирующие и подтверждающие опыт работы преподавателя учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» МБОУ «СОШ № 153» Кировского района г. Казани Боженко Никиты Степановича

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
Уровень учебных достижений обучающихся
Показателем работы учителя являются достижения обучающихся, которые отслеживались на протяжении последних трех лет в рамках внутришкольного контроля. Критериями оценки результативности работы явились:
Качественные показатели образовательной деятельности по учебному предмету («Основы безопасности жизнедеятельности»)
Критерии результативности 2012-2013
учебный год 2013-2014
учебный год 2014-2015
учебный год
Показатель коэффициента качества обучения в %
81,7
82,6
84,2

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ аттестация по ОБЖ за курс основной школы (8; 10; 11 классы)
Учебный год Всего уч-ся Количество «3» Количество «4» Количество «5» Средний балл Процент качества обучения
2012-2013 118 8 57 53 4,2 93.1
2013-2014 114 4 53 57 4,4 95.2
2014-2015 107 2 49 66 4,6 98.2

Военная кафедра - Продолжение образования в учебных заведениях, успешная социализация выпускников:
Название учебного заведения Год поступления
2013 2014 2015
Казанский государственный технический университет (КАИ) 4 7 6
Казанский государственный технологический университет 3 2 2
Уровень сформированности общеучебных умений и способов деятельности обучающихся
Основное направление деятельности учителя видится в формировании у обучающихся общих учебных умений и способов деятельности. После принятия Стандартов образования, проблема формирования общеучебных умений приобретает новое звучание. В Федеральном компоненте ГОС для каждой ступени образования представлен специальный раздел, в котором сформулированы общие учебные умения, навыки и способы деятельности, а также определена их роль.
Работа по формированию общеучебных умений осуществляется учителем на каждом уроке:
• во время решения ситуационных задач по темам и разделам предмета ОБЖ
• при организации работы с тестом учебника,
• при составлении карт, схем и маршрутов безопасности учащихся,
• в ходе использования приёмов деятельностного метода в обучении,
• в ходе использования приёмов проектирования учебной деятельности.
О положительных результатах этой работы позволяют судить несколько показателей: уровень сформированности общих учебных умений и навыков обучающихся, отношение учащихся к предмету и преподавателю. Диагностика проведена у обучающихся 8; 10; 11 классов, которым были предложены тестовой режим диагностики
Результаты уровня сформированности общих учебных умений и навыков
Класс Общее количество
обучающихся Количество обучающихся с разным уровнем сформированности общеучебных умений:
низкий уровень ниже среднего средний выше среднего высокий
8 46 8 7 17 10 4
10 22 4 2 8 6 2
11 19 4 1 7 4 3
всего 87 12 9 34 20 12

Результаты диагностики показали следующее:
1) В каждом классе среди обучающихся есть ребята с высоким и низким уровнем развития общих учебных умений. К сожалению, число последних, несколько выше, что объясняется различными причинами объективного и субъективного характера: не развиты учебные навыки на ступени начального и основного образования, изъятие из образовательной программы ОБЖ 5-7 классы (нет преемственности в процессе обучения предмета); некоторые обучающимися к 8 классу теряют интерес к учению, имеют низкие способности.
2) Однако количество обучающихся с достаточно высоким уровнем сформированности общеучебных умений (выше среднего и высокий) составляет 50% 11 классе, 29% в 10 классе. В среднем среди обучающихся, подвергшихся диагностическому контролю, этот показатель составляет 43,5%.
3) Следует учесть: диагностика осуществлялась на предметном материале, который не всегда точно позволяет определить уровень сформированности общеучебного умения.
4) В ходе обработки полученных результатов была сделана попытка сравнить представленные данные с материалами диагностики уровня сформированности общих учебных умений прошлого учебного года (более поздние материалы отсутствуют). В ноябре 2013 года такого рода диагностике подверглись обучающиеся 8, теперь 10 класса и обучающиеся 10 теперь 11 класса. Состав обучающихся по годам изменился незначительно. Сравнение показало наличие положительной динамики:

Результаты диагностики отношения учашихся к уроку ОБЖ ( по методике «Предмет- чувство »(Т.Е. Ковина,И.Н. Агафонова,С.А. Алексеева ( ГБОУ СОШ №160 г. Санкт- Петербурга))
№ п/п Вопросы Показатели в %
1 Нравится как проходят уроки 96
2 На уроках изучается то,что пригодится в будущем 96
3 Как вы оцениваете свои знания по предмету Хорошо-62,5
Удовлетворительно-37,5
4 Возникают ли у вас трудности при изучении предмета ОБЖ Не возникают- 53
Иногда -47
5 Знаний, полученных на уроке хватает для выполнения домашнего задания 90
6 Читаете ли Вы материалы по предмету, публикуемые в других (кроме заданных ) источниках Всегда -34,3
Иногда-46,4
Нет- 19,3

Результаты диагностики отношения учащихся к учителю

Результаты свидетельствуют о высоком уровне психологического климата на уроке и удовлетворенности учебным процессом.

Увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся
Проектная и творческая деятельность обучающихся по предмету «ОБЖ» осуществляется во время организации образовательно-воспитательного процесса:
• на уроках
• на внеурочных занятиях
• на занятиях кружка «Меткий стрелок»
• во время проведения внеклассных предметных мероприятий

На протяжении трех лет отмечается позитивная динамика в увеличении количества и качества творческих работ обучающихся:
Показатель 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
Количество единиц дидактического материала, изготовленного обучающимися 2 5 20
Количество минигазет, выпущенных обучающимися 1 4 4
Количество письменных сообщений по темам, определённым учебными программами
4 4 10
Количество изготовленных презентаций и слайд-программ 9 14 18
Охват внеклассными формами работы по предмету (кружок, предметные недели), в % от общего количества обучающихся, изучающих предмет 12,6% 15,0% 18,5%

Позитивные результаты внеурочной деятельности по предмету

Работа с детьми, обладающими повышенными интеллектуальными способностями
Работа с одарёнными детьми носит специфический характер. Это, как правило, связано с большой численностью коллектива учеников школы, как в целом, так и по классам. По состоянию на 1 января 2016 года МБОУ «СОШ № 153» насчитывает 505 обучающихся, численность обучающихся в классах варьирует от 22 до 30 человек.

Приёмы организации работы с одарёнными детьми, используемые учителем

Направление деятельности Как отражается деятельность
Организация самостоятельного обучения на уроке Планирование индивидуальных образовательных траекторий обучающегося на каждом уроке (поурочное планирование, технологические карты)
Организация деятельности по выполнению домашнего задания Уровневое задание по выбору ученика (регистрируется в личном журнале)
Организация контроля Уровневый контроль (тестовые материалы, контрольные и практические работы базового и продвинутого уровня)
Организация индивидуальной работы Задания экспериментального и творческого характера

Работа над повышением качества образования через предметное обучение.
№ Направление и содержание деятельности
Запланировано
Выполнено
1 Организация дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности. Планирую разработать карточки и варианты контрольных заданий для дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности. Разработаны и апробированы варианты контрольных работ (среза знаний) по ОБЖ в 8-ых и 10-ых классах.
Результат: 100% успеваемость и постоянный рост качества обучения.
2 Организация работы с одаренными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по предмету. Планирую подготовить детей к олимпиадам по предмету. Участвовать в зональных и региональных соревнованиях, спартакиадах по ОБЖ. Подготовил двух участников городской спартакиады по военно-прикладным видам спорта. Подготовил участницу в международном конкурсе «Артконкурс».
(приложение №1)
3 Организация внеурочной деятельности по предмету. Планирую продолжать традицию по организации и работе кружка «Меткий стрелок» Разработал программу кружка «Меткий стрелок» и успешно ее реализую с 1997-2004 г.
2011-2016г.
(приложение №2)
-ежегодно «День защиты детей»
- мероприятия к 23 февраля
- конкурсы презентаций ко Дню Здоровья
(приложение №3)
- мероприятия ко дню ГО и МЧС
(приложение №4)
- проведение 5-ти дневных учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов.
(приложение №5)
- проведение первоначального воинского учета.
Научно – методическая работа
№ Направление и содержание деятельности
Исполнение
1 Реализация компетентного подхода
В предметном обучении в рамках внедрения федеральных образовательных стандартов нового поколения. Разработка рабочих программ по предмету и программы по технологии (М) ФГОС 5-6 классы.
Принимал участие в работе комиссии на городском конкурсе «Лучший кабинет ОБЖ» 2012 г.
Разработал в составе группы преподавателей ОБЖ проект творческой работы «Основные направления в работе педагога ОБЖ в формировании у учащихся допризывного возраста позитивных взглядов на военную службу».
2 Проведение открытых уроков, в рамках работы по повышению методического мастерства. Открытые уроки:
- «Военная служба граждан» 2014 год
- «Мой безопасный маршрут» 2014 год.
- «Организация воинского учета» 2015 год.
3 Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения предмета ОБЖ. Участие учащихся на уроках с внедрением нестандартных методов обучения.
Игровые моменты по темам и разделам ОБЖ
- «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»
- составление и разгадывание кроссвордов по тематике ОВС и ОБЖ
- конкурсы презентаций по ЗОЖ.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
№ Направление и содержание деятельности
Мероприятия
1 Участие в семинарах, мастер классах, выступлениях - Выступление по обмену опытом по теме «Основы военной службы» в рамках прохождения курсов повышения квалификации 2014 г.;
- мастер-класс по теме «Мой безопасный маршрут» (для уч-ся среднего звена) в рамках переподготовки преподавателей ОБЖ 2014 г.;
- выступление на городском семинаре преподавателей-организаторов ОБЖ на базе «Казанского нефтехимического колледжа» 2014 г.;
- выступление на районном семинаре преподавателей ОБЖ по теме «Организация призыва на военную службу» 2015 г.;
- выступление на республиканском конкурсе «Использование ИКТ в образовательном процессе» 2013 г.
- выступление на курсах переподготовки преподавателей ОБЖ по теме «Основные направления в работе педагога ОБЖ и формирование у школьников допризывного возраста позитивных взглядов на военную службу»
2 Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, размещение на нем авторских методических материалов. Персональный сайт-портфолио: адрес:
http://infourok.ru/user/bozhenko-nikita-stepanovich
(приложение № 6)
3 Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе и в сети Интернет. Публикация методических разработок на сайте «Инфоурок»: (приложения №7)
- правовой режим КТО (свидетельство № ДВ-105293)
- образование и структура НАК (свидетельство № ДВ 105272)
- обеспечение личной безопасности на дорогах и в криминогенной ситуации (свидетельство № ДВ-105249)
- презентация по материалам раздела №2 учебника 10 класса Смирнова и Хренникова (свидетельство № ДВ-105216)
- план проведения тренировки по эвакуации личного состава в случаях ЧС (свидетельство № ДВ- 105175)
- рабочая программа ОБЖ 8 класс (свидетельство № ДВ-347270)
- рабочая программа ОБЖ 10 класс (свидетельство № ДВ-347235)
- рабочая программа ОБЖ-11 класс (свидетельство № ДВ-347239)
- презентация «Возможные ЧС по РТ» (свидетельство № ДВ-347270).

Совершенствование профессионально значимых личностных качеств педагога
№ Направление и содержание деятельности Мероприятия
1 Развитие креативности как творческого потенциала личности через участие в различных профессиональных конкурсах, форумах, семинарах. Участие в XI Республиканском конкурсе «Использование современных ИКТ в образовательной деятельности» 2013 год Диплом 2 степени в категории «Лучшая методическая разработка по предметам естественно-научного цикла» (приложение №8)
Участие в он-лайн курсе «Методика создания и проведение презентаций» (сертификат 2014 )
Участие в семинаре «Реализация требований ФГОС к результатам обучения средствами линии учебно-методических комплектов по ОБЖ системы УМК «Алгоритм успеха) 2014 год.-сертификат
- «Учитель цифрового века» 2013\14 Диплом
- «Учитель цифрового века» 2014\15 Диплом
- сертификат за участие в семинаре «Современные подходы к организации и проведения урока основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха» -2015 г.
2 Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности
В процессе

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
На современном этапе развития образования важное место в работе учителя занимают образовательные технологии, позволяющие добиваться высоких результатов при минимизации временных, материальных и прочих затрат.
При организации образовательного процесса по ОБЖ существуют возможности для использования как общепедагогических, так и предметных образовательных технологий. Пробуя многие из них, преподаватель пришел к выводу о наиболее эффективном применении лишь некоторых. Несомненно, что выбор последних во многом определён личностными качествами педагога, а также материальными ресурсами образовательного учреждения.
Название технологии Область применения Систематичность применения Особенности применения
Проблемное обучение Образовательный процесс Используется периодически.
Разработана серия технологических карт и диагностических материалов, которые используются при изучении отдельных тем Информация об особенностях организации учебного процесса по каждому смысловому блоку доводятся до сведения обучающихся; предлагаемые тесты носят открытый характер.
Отслеживается результативность применения технологии по годам.
Технология деятельностного метода (по Л.Г. Петерсон) Используется на каждом уроке Наиболее удаются постановка учебной задачи, «открытие нового знания», рефлексия
Здоровьесберегающие технологии Используется на каждом уроке Наиболее удаются гимнастика для глаз, динамические паузы, смена деятельности учащихся на уроке
Информационные технологии Организация дополнительного образования Используется на каждом уроке
при организации практических работ, совпадающих по содержанию с предлагаемыми на электронных носителях;
как источник информации для организации фронтальной или индивидуальной работы. Используются различные интернет – ресурсы, энциклопедии и иные матриалы на бумажных и электронных носителях,
Учащиеся привлекаются к разработке методических материалов

Использование ИКТ как средства информационного обеспечения
С целью получения необходимой информации для организации образовательно-воспитательного процесса и индивидуальной исследовательской работы используются материалы, предлагаемые на сайтах:
• Министерство образования РТ - http://kazanobr.ru/
http://infourok.ru
• Сетевое объединение методистов (для учителей-предметников) http://kazanobr.ru/node/99
Заключение

Встречаются и трудности в моей педагогической деятельности. В первую очередь трудность состоит в том, что требуется постоянная корректировка - в зависимости от уровня подготовки, как всей группы, так и отдельных обучающихся. Но такая работа всегда направляет меня на творческий поиск. Преподаватель не должен останавливаться на достигнутом. Поэтому первоочередная задача, которую я ставлю перед собой – обеспечение условий для повышения качества знаний обучающихся по предмету ОБЖ

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 2 (продолжение)

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение № 7

Приложение № 8