SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе «Гордимся прошлым - строим будущее».

Марина Викторовна

О том, что в Казанском университете существовала научная школа Владимира Михайловича Бехтерева, имевшая мировую известность в области невропатологии, психиатрии и психологии, я знала по рассказам молодого учителя биологии Любови Михайловны Соркиной. В памяти сохранилось ее особое произношение фамилии ученого - подчеркнутое ударение на первом слоге, как взлет, как взрыв энергии. Согласитесь, что по-другому произнести невозможно. По интонации голоса было ясно, что нам выпала честь быть сопричастными к его наследию. О психологической (правильнее, психоневрологической) лаборатории нам, школьникам, было известно.
Когда в восьмидесятые годы пришло время поступать на факультет психологии, выяснилось, что надо уезжать из Казани в столичные ВУЗы страны. Что же произошло с научной школой, почему «прервалась связь времен»?
Так мы с одноклассницей стали абитуриентками Московского университета, там же встретили еще одну выпускницу из Казани Галину. Но психологическое образование я получила в Саратовском государственном университете.
Штудируя труды В. С. Мерлина по дифференциальной психологии, Е. А. Климова по психологии труда, «зачитывая до дыр» книги Н. М. Пейсахова, увлекающие реальностью создания психологических служб в ВУЗах и школах, испытывала чувство гордости, что эти ученые в разные годы работали в Казанском университете. Н. М. Пейсахов являлся продолжателем традиций Казанской психологической школы, стараясь придать фундаментальным исследованиям предельно практическую направленность.
К моему большому удивлению, спустя годы, я встретила в Казани тех, с кем поступала на психологический факультет МГУ. Наиля Рустамовна Салихова, с отличием закончившая Московский университет – доцент, кандидат психологических наук, преподаватель магистратуры Казанского университета по направлению «Психология жизненного пути и ценностный мир человека». Галина Ананьева, также выпускница МГУ, руководит Психологическим Центром «Выбор», проводит семинары для педагогов-психологов по профилактике наркомании. Не правда ли, наш город притягателен?!
У В. М. Бехтерева есть такие воспоминания: «Девять лет, проведенные мною в Казанском университете, сослужили мне большую службу в научном отношении. Я был так удовлетворен научной работой в симпатичном провинциальном университете, так сжился с лучшими представителями славного своими традициями медицинского факультета - профессором Н. А. Виноградовым, Н. А. Миславским, Е. В. Адамюком, К. Н. Арнштейном, Н. А. Ковалевским, что когда стали звать меня в мою альма-матер - Военно-медицинскую Академию (в Петербурге) на кафедру моего учителя, то я внутренне запротестовал и обнаружил немало колебаний».
Как пишет В. Н. Мясищев в предисловии к книге «Избранные произведения В. М. Бехтерева», Казань в восьмидесятых годах девятнадцатого века являлась одним из важнейших культурных центров России. В 1885 году двадцативосьмилетний профессор В. М. Бехтерев возглавил кафедру душевных болезней университета и широко развернул научную работу. Он основал Общество невропатологов и психиатров, начал издавать журнал «Неврологический вестник», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», создал первую в мире психоневрологическую лабораторию, в которой изучалось строение мозга и нервной ткани, сочетательно-двигательные рефлексы. Это было большим прорывом в науке. В. М. Бехтерев стал основоположником экспериментальной психологии и рефлексологии, опубликовал более пятидесяти работ, в том числе и классический труд «Проводящие пути головного и спинного мозга» (1894 год). Книга была переведена на несколько языков, стала основой для атласа мозга. Казанский период в научном творчестве великого невропатолога, физиолога и морфолога был очень плодотворным.
В девяностых годах 20 века в Казанском университете открылось отделение психологии, социологии и журналистики. Позднее возник Институт психологии КФУ, а в 2012 году – Институт фундаментальной медицины КФУ, в котором развиваются актуальные научные направления: молекулярная биомедицина и инженерия, бионанотехнологии, космическая биология.
Есть ли перспективы у естественно-научной школы в психологии? Конечно, да. Во время подготовки школьников к олимпиаде по психологии, мы обратили внимание на интересную статью о совместных российско-австрийских исследованиях межполушарного взаимодействия с участием В. М. Русалова и его коллег. Разработки относятся к высокотехнологичной сфере создания биокомпьютеров, эффективных для реабилитации парализованных, потерявших память больных. Процесс научного познания человека как комплексной проблемы продолжается.

Прикрепленный файлРазмер
Шамковой Марины Викторовны.docx16.79 кб