SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Гордимся прошлым – строим будущее.

-Uim-LURhRY

Представляю Вашему вниманию эссе и ссылку на свой личный сайт http://ireksadikov.ru/glavnaj.php

Гордимся прошлым – строим будущее.

Воспитание в том и заключается, что
более взрослое население передает свой
опыт, свои убеждения младшему поколению.
А. С. Макаренко.
Образование считается одной из самых важных основ общества, наверное, поэтому к нему всегда было особое отношение; оно было постоянным объектом экспериментов, споров, открытий и разочарований… Школа же всегда являлась эпицентром этих событий, к тому же здесь
по-особенному ощущается стремительность современной жизни, здесь можно держать руку на пульсе зарождающегося будущего, здесь отчетливо понимаешь, что человеческие ценности прошлого не исчезли. Меня, как историка, именно это и привлекло, поэтому я решил начать свою профессиональную деятельность в Школе.
Еще одним немаловажным фактором моего выбора является история татарского меценатства, направленного, прежде всего, на развитие образования. Можно привести десятки имен крупных благотворителей, активно участвовавших в процессе народного просвещения, таких, как Акчурины, Рамеевы, Апанаевы и другие.
Одним из них был Ахмед Хусаинов (1837-1906), так и не освоивший в стенах кадимистского мектебе элементарных навыков чтения и письма, который не раз повторял, что достойное образование помогло бы ему добиться еще больших успехов в жизни. Вот почему он и его братья целеустремленно финансировали именно новометодные учебные заведения, оплачивая работу молодых мугаллимов по всей стране; не жалели средств на строительство школьных зданий, издание необходимой учебной литературы. Благодаря инициативе А. Хусаинова открылось медресе «Хусаиния» - одно из крупнейших училищ нового типа. Как писал Р. Фахрутдинов, «в течение десяти лет, проведенных в Казани, А. Хусаинов построил 20 зданий мечетей и медресе, оплатил работу мугаллимов в 40 школах, а 200 школ обеспечил необходимыми учебниками». В конце своей жизни Ахмед бай выступил с беспрецедентным благотворительным актом: он завещал на нужды национального образования почти полмиллиона рублей!
Не рублем, а упорным трудом вносил свой вклад в образование будущего поколения известный просветитель Каюм Насыйри (1825-1902). Помимо издания многочисленных трудов, словарей, учебников по разным областям науки, у него была мечта: открыть школу и обучать татарских детей русской грамоте. Немало препятствий встретил он, воплощая в жизнь свои планы.
К. Насыйри не только содержал на свои деньги школу, но и помогал ученикам из бедных семей, даже покупал башмаки тем, кто не мог посещать уроки из-за отсутствия обуви.
Мы вправе гордиться такими людьми. Необходимо перенимать у них опыт и убеждения, равняться на их самоотверженность и энтузиазм!
Мы можем гордиться и настоящим, так как живем и работаем в стране, где об образовании заботится государство, осуществляя такие программы, как «Концепция модернизации образования», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»», Приоритетный национальный проект «Образование» и т. д. Много среди нас, молодых учителей, победителей одного из таких проектов «Наш новый учитель», которые пришли в школу, взяв на себя огромную ответственность: учить будущее поколение.
Мне интересна моя работа. Как мои ученики приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться, так и я хочу найти путь к их сердцам, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом из них.
Годы учебы в Казанском (Приволжском) федеральном университете укрепили мои взгляды, что школьный предмет «История» начинается не с фактов и дат, а с удивления и формирования отношения к историческим событиям; обществознание же, как узнавание общества, опирается в первую очередь на способность возрадоваться от осознания себя частью этого общества. Сейчас я все более убеждаюсь в том, что быть учителем – это не только учить конкретным знаниям, а через предмет помочь ученикам разобраться в себе, составить систему ценностей, стать личностью.
Я каждый день учусь одновременно с ребятами. По дороге знаний мы идём вместе, и я с радостью ощущаю, что я им нужен, нам вместе интересно. Невозможно воспитать настоящего гражданина без понимания исторических процессов, без осознания своего места в этом непростом мире, поэтому профессия педагога-историка в школе просто необходима. Современные ученики заставляют меня «держать планку»: я понимаю, что должен идти не за ними, даже не с ними, а впереди.
Как сделать занимательной деятельность по запоминанию и усвоению фактов, дат, имен и т.д., как активизировать познавательную деятельность школьников? Как сделать урок интересным, занимательным и полезным? Как найти именно тот «метод, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил» (М.Н. Скаткин)? Наверное, каждый учитель ищет на эти вопросы свой ответ.
Из всех педагогов-классиков, которых мы изучали в ВУЗе особенно запомнился своими взглядами Сухомлинский Василий Александрович (1918-1920). Мне близка его педагогическая философия.
Самым важным из его принципов, на мой взгляд, является то, что ученик, пришедший на урок, - личность. Личность со своими взглядами, интеллектуальным и творческим потенциалом, со своим характером, и уже на одном этом основании имеющая право на уважительное отношение и понимание. Справедливость и требовательность - следующие ключевые составляющие в моей педагогической философии. Пусть ученики знают мои требования к ним, но вместе с тем чувствуют себя комфортно; пусть видят во мне одновременно и учителя, и товарища. И это не только в моем отношении к ученикам. Я хочу, чтобы так же относились и ко мне мои ученики, их родители, коллеги, руководители. Считаю, что только справедливое и требовательное отношение к себе дает моральное право спрашивать еще с кого-то.
Мне важны и дороги любые, пусть пока малочисленные победы моих учеников. Ведь мы достигли этого совместным трудом. В педагогике это называется сотрудничеством, мы все хорошо знаем творческий опыт учителей-экспериментаторов в этом направлении: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, В.Д. Симоненко и других. Но одного знания теории недостаточно, куда более интересно познавать суть сотворчества на практике через ошибки и успехи.
Опираясь на работы этих педагогов, стараюсь грамотно выстраивать линию взаимоотношений с учащимися, делать их не посторонними наблюдателями, а активными участниками учебного процесса. На своих уроках стараюсь создавать проблемную ситуацию, заставить мыслить, чтобы у учеников появилась потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или противоречия. Ученики же при этом могут высказывать любые мнения и точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Мне интересны рассуждения моих учеников.
Таким образом, постепенно, шаг за шагом открываю для себя мир, который знал по лекциям и учебникам; стараюсь найти в этом огромном калейдоскопе что-то свое. Я думаю, что Школа, где переплетаются прошлое, которым мы гордимся; настоящее, у которого мы учимся и будущее, которое мы строим, - это место, где я сейчас хочу находиться.
Учитель… Именно он открывает своим ученикам двери в будущее. И от того, как он это делает, от его умения и мастерства зависит очень многое.
А мастерство, я сейчас понимаю, приходит через постоянный поиск и случайные находки, неожиданный успех и моменты разочарования, а прежде всего через каждодневный труд и огромную ответственность. Иначе быть не может, потому что в руках у учителя судьбы детей и будущего.

Прикрепленный файлРазмер
И.И. эссе.docx21.1 кб