SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

2 гр 2 группа (22) 2 группа (23) IMG_20151204_113822 DSC_9490

Описание опыта работы
Байбиковой Венеры Навфаровны
преподавателя теоретических дисциплин
и отделения раннего эстетического развития
ДМШ №20 Приволжского района Г. Казани

Мне очень повезло, что я работаю в удивительной музыкальной школе № 20 Приволжского района города Казань. Здесь работают высокопрофессиональные творческие педагоги и учатся самые замечательные ребята. Я преподаватель теоретических дисциплин: сольфеджио – предмет, играющий огромную роль в становлении музыканта любой специальности, являясь дисциплиной, объединяющей различные виды музыкальной деятельности, активизирующее развитие музыкального слуха, памяти, ритма и внутренних музыкально-слуховых представлений и музыкальную литературу – дисциплина, оказывающая огромное влияние на эмоциональную сферу и интеллект, на развитие как логического, так и образного мышления, содействующая формированию эстетических и нравственных идеалов.
Из тринадцати лет, которые провела в данной школе, десять я еще работаю и с малышами на отделении раннего эстетического развития.
Из опыта моей работы с детьми в музыкальной школе, я с каждым годом убеждаюсь в том, что музыкальное развитие нужно начинать с раннего детства. Было уже давно доказано, что раннее обучение музыке развивает те области мозга, которые отвечают за развитие речи и логики. Более того, занятия музыкой развивают образное и пространственное мышление. Ежедневное занятие музыкой, пусть и краткое, настолько возбуждает ум, что он становится восприимчивым ко всему остальному.
Работа с учащимися дошкольного возраста, пожалуй, наиболее ответственна и трудна, т.к. первый педагог закладывает фундамент будущего отношения к музыке.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я пользуюсь программой, которая разработана мною на основе уже имеющихся, дополненная произведениями более современных авторов, аранжировками для шумового оркестра, упражнениями с новыми атрибутами, авторскими сценариями для проведения праздников и уроков – экзаменов и применением новейших компьютерных технологий.
Основной целью программы является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача - главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.
Задачи программы:
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3. Приобщить к народной культуре (слушание и пение русских и татарских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов) и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
6. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
В своей программе я следую следующим методическим принципам:
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждая детей к действиям, дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и танцы, музицирование;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в начале обучения восприятия музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то позже дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.
4. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда нужно встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким образом, группа детей и педагог становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем.
5. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению желанию дальнейшего участия в творчестве.
Данная программа дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыке.
Программа обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:
а) эстетическое – развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;
б) умственное – развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;
в) нравственное – формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.
Предлагаемый в программе музыкальный материал не является обязательным для педагога. Можно использовать любые произведения, лишь бы они были доступны детям для восприятия.
Отличительной особенностью программы является ее гибкость в использовании по отношению к каждому ребенку, независимо от их возраста, уровня подготовки, модернизации начального музыкального образования. Следствием чего является реализация инновационных направлений в музыкальном обучении, которые «диктует» нам современность, путем привлечения на занятия нового материала (авторских методических разработок, учебников и пособий) и использование новейших технических средств, что позволяет детям усваивать информацию в привычном для них режиме.
В работе с детьми с самого начала очень важно наладить контакт с родителями. Если родители понимают всю значимость музыкального развития в эстетическом воспитании своих детей, то успех будет обеспечен.
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты»,- говорил Г. Нейгауз, подчеркивая значимость не только педагога, к которому попал ученик, но, и конечно же, родителей.
Большим резонансом является для родителей выступления их детей, где они два раза в год являются артистами на открытых мероприятиях в декабре и в мае месяце. На таких утренниках, как «Путешествие в страну Музыкалию», «Волшебный сундучок», «Новогодний карнавал игрушек», «Приключение Буратино», «Ритмический калейдоскоп», «По следам пропавших нот», «Город Детства» и др. где они могут проследить динамику музыкального развития и успехи своих детей.
На отделение раннего эстетического развития принимаются дети пяти-шести лет. На сегодняшний день на отделении обучаются более 90 дошколят. С каждым годом их численность возрастает. Очень радует, что родители приводят в школу своих детей уже осознанно, а не как дань моде. По окончании они получают сертификат о прохождении школы раннего эстетического развития «Семь ступенек» и вместе с родителями выбирают отделение и музыкальный инструмент для дальнейшего обучения в школе.
Чтобы облегчить их выбор, для учащихся и их родителей проводятся музыкальные лектории под названием «В стране музыкальных инструментов», где они знакомятся со всеми отделениями и инструментами, которые преподаются в нашей школе и с педагогическим составом. На концерте исполнителями являются учащиеся школы, которые уже добились больших результатов и являются лауреатами конкурсов разного уровня. Своим примером они показывают малышам и их родителям чего можно добиться, если этим заниматься серьезно и не лениться, и являются стимулом для дальнейшего обучения в музыкальной школе.
Наблюдая за детьми в музыкальной школе невольно задаешься вопросами: в чем секрет успешности одних детей и пассивности других? Какова роль деятельности педагога в воспитании талантливого человека? Что позволяет достичь наиболее высоких результатов? Ответы на эти вопросы интересуют каждого преподавателя, заинтересованного в своей деятельности и повышении профессионального мастерства. Именно желание ответить на них послужило поводом к проведению анализа эффективности учебного процесса.
В связи с этим мною было проведено исследование, где были охвачены учащиеся 5 классов двух академических групп в возрасте 10 – 11 лет (экспериментальная и контрольная).
В поле зрения была группа учащихся, которые до поступления в первый класс прошла подготовку раннего музыкально – эстетического развития (экспериментальная) – 12 человек и группа учащихся без подготовки (контрольная) – 12 человек. Это были дети, которые прошли уже определенный творческий путь в музыкальной школе, и в то же время это возраст, который в школе считается кризисным.
Анализируя уровень каждой группы, было совершенно очевидно, что дети экспериментальной группы опережают своих сверстников по многим параметрам. Это связано, прежде всего, с тем, что многие навыки музыкального развития, а это – вокально-интонационные, чувство метроритма, музыкальное восприятие, творческие способности, некоторые теоретические сведения уже были заложены в раннем обучении.
Имея готовую базу необходимых знаний и определенный багаж музыкального репертуара, дети экспериментальной группы не чувствуют трудности в освоении программы и, поэтому большая часть времени от уроков посвящается развитию творческих способностей: подбор аккомпанемента к диктанту или знакомой песне, сочинение на заданный ритм или стихи, импровизации в определенном жанре и т.д.
Кроме того это дети, которые отличаются своей активностью, желанием быть лидерами, высоким интеллектом, богатым словарным запасом и воображением, памятью, любознательностью, умением быстро перестраиваться с одной формы работы на другую и огромной работоспособностью.
Также учащиеся экспериментальных групп ярко выделяются на конкурсах и олимпиадах. Это отражается прежде всего в их артистизме, серьезности программ выступлений, высоком профессионализме исполнения.
Многие дети контрольных групп отличаются пассивностью, излишней скромностью и нерешительностью, слабой работоспособностью. Многим сложно осваивать сразу две школы (общеобразовательную и музыкальную) и недостаточно времени уделяется самостоятельной подготовке дома. В то время пока они только начинают осознавать, что такое музыкальная школа, а это прежде всего - труд, учащиеся экспериментальной группы являются уже активными участниками и лауреатами конкурсов, фестивалей и олимпиад.
Современность диктует нам, что если мы хотим воспитать детей успешных, ярких, с лидерскими качествами людей, огромную роль играет не просто личность хорошего, добросовестного педагога, а прежде всего, личность педагога – лидера, который сможет повести за собой и довести своих учеников до окончания школы. Это выражается, в первую очередь, в компетентности педагога. Он должен быть волевым, серьезным, справедливым, творческим и в меру требовательным человеком, ну и конечно, индивидуальным.
Музыкальные образы, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют в нем представление о доброте, красоте, духовных ценностях. И чем раньше мы взрослые будем в них это развивать, тем легче будет воспитать из них широко образованных, креативных, с активной жизненной позицией и высокой духовной культурой людей.
Несмотря на все трудности, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения, задача каждого преподавателя приобщить всех детей к музыке, поступивших в музыкальную школу, независимо от их возраста, уровня подготовки, различия характеров. Любая методика или программа создается для того, чтобы облегчить детям сложный путь вхождения в музыку и является результатом длительной работы конкретного педагога. А для педагога она становится лишь схемой, тем стержнем, вокруг которого творческий человек создает свое, более близкое и необходимое ему.
Музыкальная школа – это своего рода творческая лаборатория, где каждый педагог вместе со своим учениками – творец. Вводя их с детства в волшебный мир музыки, он тем самым помогает им войти в дальнейшую жизнь.
Достижения моих учеников за 2014-2016 гг.:
-лауреат I степени Открытого конкурса мультимедийных презентаций по музыкальной литературе учащихся ДМШ и ДШИ системы образования РТ Миссарова Диана (2014)
-лауреат III степени Открытого конкурса мультимедийных презентаций по музыкальной литературе среди учащихся ДМШ и ДШИ системы образования РТ Димухамедова Яна (2014)
- лауреат I степени Всероссийской олимпиады «Musicus iuvenis» Байбиков Артур (2014)
- лауреат II степени Всероссийской олимпиады «Musicus iuvenis» Данилова Диана (2014)
-лауреат III степени в номинации «Музыкальная литература» III Открытой Региональной музыкально-теоретической олимпиады учащихся ДМШ, ДШИ и ССУЗов – Димухамедова Яна (2015)
- обладатель Гран-при Республиканской олимпиады по музыкальной литературе
среди учащихся 5 классов ДМШ и ДШИ системы образования РТ Насыбуллин Арслан (2015)
- лауреат I степени Республиканской олимпиады по музыкальной литературе
среди учащихся 5 классов ДМШ и ДШИ системы образования РТ Горбарчук Олеся (2015)
-лауреаты III степени Всероссийской олимпиады «Musicus iuvenis» по музыкальной литературе Белова Настя, Ретюнина Настя, Мгоян Эвита (2015)
- лауреат I степени Республиканской олимпиады по сольфеджио среди 3 классов «Забавное сольфеджио» Гатауллина Алина (2015)
-лауреат III степени Республиканской олимпиады по сольфеджио среди 3 классов «Забавное сольфеджио» Смирнова Арина (2015)
-лауреат I степени Всероссийского фестиваля-конкурса «Путь к Вифлеемской звезде» ансамбль «Озорные звездочки» (2016)
Свой педагогический опыт я распространяю на многих семинарах-практикумах, конференциях городского, республиканского и региональных уровней. Также я являюсь автором учебника по сольфеджио для учащихся ДМШ «Пение в удовольствие» (2013), аудио и видеопособий и сборника сценариев «Волшебный сундучок», методических разработок. Мои статьи размещены в сборниках научных трудов и интернет- сборниках.