SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

дорожная карта саморазвития преподавателя "Основ безопасности жизнедеятельности" Боженко Никиты Степановича

9 мая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №153» Кировского района г. Казани

ДОРОЖНАЯ КАРТА САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
Основ безопасности жизнедеятельности
Боженко Никиты Степановича

Г. Казань
Содержание

1. Вступление.
2. Цели, задачи, ожидаемые результаты самообразования.
3. Направление и содержание деятельности.
3.1 Повышение квалификации и педагогического мастерства.
3.2 Работа над повышением качества образования.
3.3 Научно-методическая работа
3.4 Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности.
3.5 Совершенствование профессионально значимых личностных качеств педагога.

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности обучающихся, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.
Современной школе нужен профессионально¬ компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности, личностная и профессиональная адаптация учителя может протекать длительно и сложно.
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.

Цели, задачи, ожидаемые результаты саморазвития

Цель саморазвития:
создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Задачи:
• - продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания ОБЖ;
• - уметь видеть проблемы: их прогнозирование и пути решения;
• - внедрять в практику образовательной деятельности новых форм урочной и внеурочной работы с учащимися, в том числе дистанционного обучения;
• - обеспечить развитие различных индивидуальных траекторий учащихся для получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
• - поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учащихся;
• - стимулировать участие учащихся в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности.
Ожидаемый результат саморазвития:

• повышение качества преподавания предмета;
• разработка авторских методических и дидактических материалов, тестов, создание электронного комплекта педагогических разработок;
• доклады, выступления, участие в профессиональных конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Направления и содержание деятельности
Исходя из основной цели саморазвития, я наметил основные разделы работы по самообразованию.

Повышение квалификации и педагогического мастерства
№ Направление и содержание деятельности
Запланировано
Выполнено
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по предмету, подписка на журнал «ОБЖ» издательского дома «Первое сентября» (электронный вариант) Изучение новых ресурсов для повышения знаний по предмету. Планирую продолжить участие в проекте «Школа цифрового века» и активное участие в сообществе преподавателей ОБЖ. Участвую в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» с 2011 года и сообществе преподавателей ОБЖ. Изучена литература: новые технологии ведения урока.
2 Самообразовательная деятельность. Работа над индивидуальной методической темой. С 2016 года планирую работать над темой «Использование новых информационных и здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе» 2011-2015 гг. «Роль кабинета ОБЖ в общеобразовательном процессе преподавания курса ОБЖ»
3 Совершенствование работы над современными педагогическими технологиями (ИКТ) Изучить теоретические аспекты новых образовательных технологий. Посещать методические семинары и вебинары . Изучить и применять методику в рамках совместного проекта МО и НРТ и сингапурской компании «Совершенствование качества преподавания в Республики Татарстан» Изучаю современные образовательные технологии, разрабатываю планы уроков с применением этих технологий.
4 Прохождение курсовой подготовки Пройти курсовую подготовку по преподаванию предмета ОБЖ в условиях внедрения ФГОС. Курсы повышения квалификации для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности: «Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию ОБЖ в условиях внедрения ФГОС», 108 часов. Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Удостоверение о повышении квалификации № УПК-20-004580\2014 03 октября 2014 года.
5 Деятельность методического объединения. Планирую принимать активное участие, выступать на МО по актуальным темам. Подготовлены и реализованы выступления по темам:
- «организация и проведение мероприятий по пожарной безопасности УЗ»
- « мероприятия антитеррористической направленности»
- «безопасность учащихся в зимний период»
- «действие персонала УЗ при возможных ЧС»
6 Аттестация Планировал пройти аттестацию в 2014 году. Успешно пройдена аттестация 03 ноября 2014 года.

Работа над повышением качества образования через предметное обучение.

№ Направление и содержание деятельности
Запланировано
Выполнено
1 Организация дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности. Планирую разработать карточки и варианты контрольных заданий для дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности. Разработаны и апробированы варианты контрольных работ (среза знаний) по ОБЖ в 8-ых и 10-ых классах.
Результат: 100% успеваемость и постоянный рост качества обучения.
2 Организация работы с одаренными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по предмету. Планирую подготовить детей к олимпиадам по предмету. Участвовать в зональных и региональных соревнованиях, спартакиадах по ОБЖ. Подготовил двух участников городской спартакиады по военно-прикладным видам спорта. Подготовил участницу в международном конкурсе «Артконкурс».

3 Организация внеурочной деятельности по предмету. Планирую продолжать традицию по организации и работе кружка «Меткий стрелок» Разработал программу кружка «Меткий стрелок» и успешно ее реализую с 1997-2004 г.
2011-2016г.
-ежегодно «День защиты детей»
- мероприятия к 23 февраля
- конкурсы презентаций ко Дню Здоровья
- мероприятия ко дню ГО и МЧС
- проведение 5-ти дневных учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов.
- проведение первоначального воинского учета.

Научно – методическая работа

№ Направление и содержание деятельности
Запланировано
Выполнено
1 Реализация компетентного подхода
В предметном обучении в рамках внедрения федеральных образовательных стандартов нового поколения. Изучение специализированной литературы, внедрение в педагогическую деятельность. Продолжить изучение методики в рамках совместного проекта МО и Н РТ и сингапурской компании «Совершенствование качества преподавания в РТ» Разработка рабочих программ по предмету и программы по технологии (М) ФГОС 5-6 классы.
Принимал участие в работе комиссии на городском конкурсе «Лучший кабинет ОБЖ» 2012 г.
Разработал в составе группы преподавателей ОБЖ проект творческой работы «Основные направления в работе педагога ОБЖ в формировании у учащихся допризывного возраста позитивных взглядов на военную службу».
2 Проведение открытых уроков, в рамках работы по повышению методического мастерства. С целью повышения педагогического мастерства дать открытые уроки:
- 2016 году «Вооруженные силы России – возрождение утерянных позиций»
- 2017 году «Будь готов к любым ЧС»
- 2018 году «Служба в ВС РФ за и против» Открытые уроки:
- «Военная служба граждан» 2014 год
- «Мой безопасный маршрут» 2014 год.
- «Организация воинского учета» 2015 год.
3 Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения предмета ОБЖ. Изучить различные формы обучения учащихся ОБЖ:
- метод анализа конкретных ситуаций
- игровые методы обучения
- метод дискуссий
- интегрированный урок
- внеурочная деятельность
- использование ИКТ
- синтез (составление задач, кроссвордов и т.д.)
- задачи на время
- проекты и презентации
- анализ и логические нестандартные задачи
- задания на поиски ошибок. Участие учащихся на уроках с внедрением нестандартных методов обучения.
Игровые моменты по темам и разделам ОБЖ
- «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»
- составление и разгадывание кроссвордов по тематике ОВС и ОБЖ
- конкурсы презентаций по ЗОЖ.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

№ Направление и содержание деятельности
Запланировано
Выполнено
1 Участие в семинарах, мастер классах, выступлениях Активно участвовать в методической деятельности школы, района, города. - Выступление по обмену опытом по теме «Основы военной службы» в рамках прохождения курсов повышения квалификации 2014 г.;
- мастер-класс по теме «Мой безопасный маршрут» (для уч-ся среднего звена) в рамках переподготовки преподавателей ОБЖ 2014 г.;
- выступление на городском семинаре преподавателей-организаторов ОБЖ на базе «Казанского нефтехимического колледжа» 2014 г.;
- выступление на районном семинаре преподавателей ОБЖ по теме «Организация призыва на военную службу» 2015 г.;
- выступление на республиканском конкурсе «Использование ИКТ в образовательном процессе» 2013 г.
- выступление на курсах переподготовки преподавателей ОБЖ по теме «Основные направления в работе педагога ОБЖ и формирование у школьников допризывного возраста позитивных взглядов на военную службу»
2 Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, размещение на нем авторских методических материалов. Создание своего персонального сайт-портфолио.
Поддержка и наполнение сайта. Персональный сайт-портфолио: адрес:
http://infourok.ru/user/bozhenko-nikita-stepanovich
3 Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе и в сети Интернет. Публиковать достижения и результаты педагогической деятельности. Публикация методических разработок на сайте «Инфоурок»:
- правовой режим КТО (свидетельство № ДВ-105293)
- образование и структура НАК (свидетельство № ДВ 105272)
- обеспечение личной безопасности на дорогах и в криминогенной ситуации (свидетельство № ДВ-105249)
- презентация по материалам раздела №2 учебника 10 класса Смирнова и Хренникова (свидетельство № ДВ-105216)
- план проведения тренировки по эвакуации личного состава в случаях ЧС (свидетельство № ДВ- 105175)
- рабочая программа ОБЖ 8 класс (свидетельство № ДВ-347270)
- рабочая программа ОБЖ 10 класс (свидетельство № ДВ-347235)
- рабочая программа ОБЖ-11 класс (свидетельство № ДВ-347239)
- презентация «Возможные ЧС по РТ» (свидетельство № ДВ-347270).

Совершенствование профессионально значимых личностных качеств педагога

№ Направление и содержание деятельности
Запланировано
Выполнено
1 Развитие креативности как творческого потенциала личности через участие в различных профессиональных конкурсах, форумах, семинарах. Активно участвовать в профессиональных конкурсах.
Принять участие в конкурсе «Учитель года» 2016 г.
Принять участие в конкурсе «Использование ИКТ в образовательном процессе» 2017 году. Участие в XI Республиканском конкурсе «Использование современных ИКТ в образовательной деятельности» 2013 год Диплом 2 степени в категории «Лучшая методическая разработка по предметам естественно-научного цикла»
Участие в он-лайн курсе «Методика создания и проведение презентаций» (сертификат 2014 )
Участие в семинаре «Реализация требований ФГОС к результатам обучения средствами линии учебно-методических комплектов по ОБЖ системы УМК «Алгоритм успеха) 2014 год.-сертификат
- «Учитель цифрового века» 2013\14 Диплом
- «Учитель цифрового века» 2014\15 Диплом
- сертификат за участие в семинаре «Современные подходы к организации и проведения урока основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха» -2015 г.
2 Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности Овладеть навыками проблемно-ориентированного анализа своей педагогической деятельности
В процессе