SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее".

портретное фото

Эссе «Гордимся прошлым – строим будущее».
Исаак Ильич Левитан. Картина «Над вечным покоем».
Почти весь холст занимает хмурое небо и холодная гладь реки – суровое величие с надвигающейся грозой. Внизу – мыс, он кажется носом какого-то судна. На самом краю пустынного острова – погост с покосившимися крестами и деревянной церковью, с едва заметным теплым огоньком в окне. Над ними равнодушные ко всему, день за днем, год за годом – и так целую вечность – плывут далекие облака.
Это – само Время. Неумолимо вперед идет время, отсчитывая секунды за секундами, минуты за минутами, часы за часами. Его невозможно остановить, как будто оно отсчитывает наши прожитые дни, анализируя, что мы сделали, а что не смогли.
Но содержание картины Левитана не однозначно. Она заставляет думать и действовать. Огонек в окнах церквушки говорит не только о тихой покорности жизни, но и о ее непрерывности. Жизнь человека коротка, она лишь связующее звено между поколениями прошлого и будущего. Родители передают знания и опыт детям, а они, в свою очередь, своему потомству. Главное, чтобы связь между поколениями не утратилась. Без прошлого нет будущего.
Рано или поздно, сегодня, а может быть, завтра, и прошлое позовет нас. И невозможно представить жизнь без этих теплых, нежно-грустных далеких и в тоже время мужественных берегов прошлого.
Знакомство с прошлым – это и прикосновение к прекрасному, и воспитание через прекрасное.
«Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями», - сказал патриарх Сербский Павел. Я родилась в России еще в то время, когда существовал Советский Союз. Росла в эпоху перестройки, сейчас живу и работаю в демократической стране, которую люблю, уважаю и горжусь ее прошлым и верю в ее будущее!
Моя профессия – учитель. Мои ученики все очень разные. Для меня важно не только проникнуть в мир ребёнка, дать шанс ему проявить себя, но и не сломать мир его души.
«Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой». Эти замечательные слова принадлежат поэту Михаилу Светлову. С мыслями об этой идее, стараюсь помочь детям выявить в себе положительные качества и черты, предлагаю пути их развития.
Считаю, что воспитание и обучение, в процессе которого главным образом осуществляется воспитание, должны быть направлены на личностное развитие школьников, формирование высоконравственной, культурной, творчески активной и социально – зрелой личности каждого ученика.
На своих уроках русского языка и литературы я стараюсь привить детям любовь к русской старине, ее традициям и обычаям. Да и как не гордиться нашей страной, в которой родились замечательные поэты и писатели такие, как А.С.Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.
Изучая произведения, вживаясь в образ героев, понимаешь, какой силой характера они наделены, как широка и сильна русская душа и испытываешь гордость за свою Родину. Сколько испытаний выпало на долю российского народа! Но ни войны, ни разруха не сломили и не поставили его на колени. Я испытываю гордость за свой народ - народ-победитель, народ-созидатель. Знаменитые конструкторы, рационализаторы, первые покорители космоса – россияне. И очень приятно осознавать, что, возможно, это учителя пробудили интерес к знаниям, к новому, к неизведанному.
Американский писатель и историк Генри Адамс писал: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». Действительно, можно смело заявить, что учителя создают будущее, они формируют завтрашний облик общества, страны, мира, ведь они сегодня учат и воспитывают тех, кто завтра будет управлять государствами, делать научные открытия, то есть определять развитие человеческой цивилизации. Учитель – это живое звено между прошлым и будущим, это спортсмен с эстафетной палочкой, это проводник тока человеческого опыта, знаний и свершений. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций).
Стаж моей педагогической деятельности пока не так велик, но на своих уроках я стараюсь привить детям чувство гордости за свою Родину и ее народ. Жить на свете – значит выбирать и стремиться! Стремиться к выбранной цели, быть полезным и нужным своей стране, верить в добро и лучшее будущее. И я, глядя в глаза своих учеников, верю и надеюсь, что Любовь, Добро, Милосердие, чувство Прекрасного восторжествуют и вознесут Россию на вершину славы!