SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2020

Эссе "Я - психолог"

портрет

Я пришла в гимназию в 2009 году, имея небольшой опыт работы педагогом – психологом - 1 год и 15 - летний опыт учителя начальных классов. Да, мое первое образование - учитель. В 1998 году закончила Казанское педагогическое училище № 2. Я с детства хотела быть учителем. Мне казалось, что нет на свете более интересной, благородной, востребованной профессии. Когда меня спрашивали, кто я по профессии, с гордостью говорила: «Я – учитель!». Но я только начинала работать. «Парикмахер шлифует свое искусство на голове сироты» - говорит народная мудрость. Мой первый класс был коррекционным. У меня были замечательные, трудолюбивые, скромные и душевные ученики, но учеба им не давалась. Регулярные двойки за контрольные работы отравляли жизнь и мне и ребятам. Успеваемость была самой низкой в параллели. Иногда я просто рыдала от бессилия. Но выход был найден. Я решила, что, не смотря на академическую неуспешность, ребенок будет с радостью ходить в школу, если будет чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни. Конечно, дети не забросили учебу, но начали уделять больше внимание общению, совместным коллективным делам. Мы устраивали соревнование между «звеньями», т.е. среди равных. Подключились родители. Школа находилась в промышленном районе, поэтому на классных часах родители рассказывали детям о рабочих профессиях, путях их получения, перспективе личностного и профессионального роста. Все эти мероприятия поднимали самооценку моих учеников. Результатом моей работы стало то, что за время дальнейшей учебы в средних и старших классах между моими учениками не было ни одного серьезного происшествия, ни одной драки, а там были дети и из неблагополучных семей. Одна девочка в дальнейшем стала полицейской, две учителями, многие продолжили рабочую династию своих родителей.
Потребность в психологических знаниях появилась позже, когда у меня был уже гимназический класс: отобранные дети, высокостатусные родители. Но был ребенок, который сочинял прекрасные стихи, но не мог запомнить маленький абзац текста. Была девочка, которая могла решать примеры, но ее ставила в тупик простая задача. Я понимала, что не могу помочь этим детям, моего опыта и знаний было уже недостаточно, а дети катастрофически скатывались в «двоечники».
Первое тестирование я провела с собой. Результат профориентационного теста показал, что профессия педагога-психолога подходит мне по личностным характеристикам, и я ринулась осваивать новую профессию.
Уже шесть лет я работаю педагогом – психологом в гимназии. У меня 1348 учеников и 83 педагога. Когда я впервые вступила на порог гимназии, меня никто не знал. Я дала себе обещание, работать так, чтобы через несколько лет со мною радостно будет здороваться каждый ученик, каждый учитель. Сейчас я знаю почти каждого ученика, а он знает меня. Я тесно сотрудничаю с учителями начального звена, курирую молодых педагогов. Опытные педагоги не стесняются обращаться ко мне за помощью, прислушиваются к моим рекомендациям.
Самое важное в моей работе, что возможно отличает меня от обычного педагога-психолога, то, что я могу наблюдать ученика в его обычной среде - на уроке, и видеть его школьные проблемы. Я выхожу на замену в начальные классы, если учитель заболел. За 2-3 недели, обучая и наблюдая, я изучаю класс, его психологическую атмосферу, статусы учеников и если нужно, провожу коррекцию. В таких классах в дальнейшем, мне очень приятно работать. Они знают меня, доверяют, охотно идут на контакт, с удовольствием участвуют в организованных мною мероприятиях. Показателем может служить тот факт, что в 2012 году в Межрегиональной дистанционной олимпиаде по психологии «Психология без границ» участвовало - 8 ребят в трех возрастных группах; в 2013 - 5 девушек, но уже и в командном туре; в 2014 - 15 учеников в двух возрастных группах, а команды «Лидер» и «Сойка – пересмешница» заняли I и II места в своей возрастной категории.
Еще одно направление, работать в котором мне доставляет удовольствие: элективный курс по профориентации в 9-классах. Основу составляет известная программа Г. Резапкиной «Психология и выбор профессии». В авторском варианте программа была разработана для 34 часов. Элективный курс рассчитан на 17 часов, поэтому я сжала ее, а подачу материала сделала наглядной: каждое занятие – это красочная презентация с обязательным включением тематических роликов. Это оправдано тем, что по данным исследований А. Плигина и А. Герасимова, у 65% старшеклассников, конкурирует как ведущая - визуальная репрезентативная система, при этом имеется высокий процент визуалов-кинестетиков - 46%. Ежегодно информационный материал мною обновляется. Некоторые занятия провожу по сингапурским методикам.
В 2013 наша гимназия подписала договор о создании Школьной службы примирения (ШСП).
Я стала ее руководителем. Я сама прошла обучение. В моей группе шесть медиаторов. Мы активно сотрудничаем с КЦСО «Доверие», отделения социально-правовой защиты несовершеннолетних. Мои медиаторы участвовали в конкурсе лучших логотипов служб и были награждены грамотами.
Медиация - это еще одно важное направление в моей работе педагога-психолога. Она дает возможность отойти от привычных методов работы с клиентом. Конфликтующие стороны, как правило, не планируют личностных изменений и не ставят целью погружения в проблематику бессознательных жизненных сценариев, что было бы характерно для психологического консультирования. В тоже время медиатор не судья, он не привязан к букве закона и может гибко реагировать на потребности сторон и учитывать их реальные жизненные условия. Медиация относится к методам, эффективность которых доказана многочисленными исследованиями.
Иногда я думаю, что сама жизнь подбрасывает мне такие проблемы, которые невозможно разрешить, не овладев каким-то новым знанием. И я стараюсь получить это знание, порой жертвуя личным временем и средствами, но мне это жутко нравится.

Комментарии

С удовольствием прочитала Ваше эссе. Участвуя в конкурсе, поняла , что у вас можно многому научиться. Успехов в работе и творческих начинаниях!

Успехов Вам в работе