SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

ФГОС: от теории к практике

«Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования,не лучше ли приспособить эту систему к нему?» Жан Жак Руссо
Сколько бы не существовало человечество, оно всегда реформирует свое общество. Не остается в стороне и образование. Вот уже три года мы живем ожиданием введения новых стандартов в образовании. Чем отличается стандарты ФГОС от предыдущих программ? Прежде всего, на мой взгляд, подходом к системе образования, ориентирами предметов в учебном пространстве, в определении требований к результатам основного общего образования. Каждый учебный предмет является отражением научных знаний в соответствующей области окружающей действительности.
В системе основного общего образования география единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает различные стороны естественного и гуманитарно-общественного научных знаний. Ее универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия многих учебных предметов и их циклов. Происходит интеграция школьной географии. Деления предмета на физическую и экономическую составляющую больше нет, теперь это единый предмет представленный двумя основными блоками «География Земли» и «География России», которые поделены на разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся 5-7 классов формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, природных процесса и причинах их возникновения. По своей сути содержание учебного материала 5-6 классов – это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира. Более значимое место в изучении курса, отводится географическим системам -географическим оболочкам, а также процессам планетарного масштаба с выявлением основных причинно-следственные связей их происхождения, неразрывности и единства естественных и антропогенных географических объектов и процессов.
Блок «География России» (8-9 классы) является центральным в системе рос¬сийского школьного образования, выполняет наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование у учащихся географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета направлены на реализацию основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностно-ориентированных в обществе, имеющей идейно - нравственные, культурно - этические принципы и нормы поведения.
Поэтому, как учебный предмет, география, должна формировать у учащихся целостность восприятия географической среды, знания закономерности развития природы, вырабатывать систему взглядов, принципов, норм поведения к окружающей среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Воспитывать у подрастающего поколения патриотизм, духовные и нравственные ценности; любовь к природе, ее охране и рациональному использованию; понимание многонациональной культуры, толерантности, умение нести ответственность за Родину, большую и малую, и окружающих нас людей.
Правильный подход к системе обучения в рамках новых стандартов позволит сохранить фундаментальные научные знания, которыми всегда отличалась наша система образования. Осуществить переход от школы обучающей, к школе проектирующей и исследующей, умеющей видеть проблемы и предлагающей пути решения этих проблем. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системнодеятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Преемственность подходов и принципов обучения прослеживается в построении стандартов начальной и основной школы, что способствует качеству обучения.
Как же осуществить все это? Эта задача станет перед учителями географии завтра. Чтобы прийти к этому у учителя должна быть сильная мотивация. Что послужит толчком для изменения работы. На мой взгляд, это конечный результат обучения, который является основным индикатором нашей работы. Система контроля успешности учащихся, предусматривает различные уровни оценки знания по предмету: от личностных результатов обучении (помощью различных диагностик, анкет и других инструментов, которых нет в традиционных УМК и системах), до метапредметных (в форме комплексных работ). Поэтому освоение технологий обучения и оценивания в рамках систем развивающего образования становится необходимым учителю и поможет выявить пробелы в системе подготовки.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся при изучении географии была наиболее актуальной, как в теории, так и в практике. В поиске пути ее решения учителя географии осваивают различные методы поисковой и исследовательской работы, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры и т.п. Особо ценным является метод обучения, при котором ученик не только получает знания в готовом виде, а пробует их добыть сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Учиться учится - это то главное, что необходимо сегодняшнему ученику, без чего невозможно его успешное будущее. Конечный результат, к которому мы будем стремиться во время учебно-образовательного процесса, будет определяться не только суммой приобретенных знаний, а сколько умением учащихся применить их на практике, в повседневной жизни, принести пользу обществу в будущем. А это возможно только при расширении границ учебно-образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, исследовательскую деятельность, факультативы, кружки, практические работы на местности, а так же музейную деятельность. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью, использованию стандартных и нестандартных форм проведения уроков.
Таким образом, переход системы образования на новый стандарты обучения позволят выработать единый подход к преподаванию предмета география, обеспечит стабильность качества подготовки подрастающего поколения. Подготовить ученика не только быть социально грамотным, но и социально адаптированным с учетом веления времени.