SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Блог пользователя Волкова Наталья Владимировна

"Дидактические игры в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи по подготовке к усвоению грамоты"

Комплекс логопедических игр направлен на развитие у детей фонематического восприятия; фонематического, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза.
Успешное выполнение данных заданий даст возможность избежать «зеркальности» при написании букв. Но для окончательного достижения результата, необходимо правильно ориентироваться на листе бумаги. Элементы знакомых ребенку печатных букв должны писаться в направлении сверху вниз. Каждый элемент к любой букве должен приписываться только справа.
Исключение составляют следующие печатные буквы: З, Л, У, Ч, Э, Я. На них специально обращаем внимание. Полезно складывать печатные буквы из элементов, которые можно вырезать из бумаги или картона. Вырезая элементы, ребенок будет думать, в какую сторону должна быть «развернута» буква.
Буквы-сестрички
Найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок, У — в квадрат, И — подчеркни.

Сделай буквы
Какие буквы можно сделать из этих заготовок?

Превращения
Переделай одни буквы в другие: Ь —> Б, Е —> Ё, И —> Й, О —> Ю, Р —> В.

Пляшущие буковки
Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово.

Неправильная буква
Исправь одну букву и прочти слово.

Пуговки

"Мнемотехника как эффективный метод в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР"

Мнемотехника как эффективный метод в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР
(из опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. У детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления.
А ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта. Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка. В их речи существуют множество проблем:
1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
2.Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
3.Употребление нелитературных слов и выражений;
4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
5.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

«Лэпбук в работе учителя-логопеда как средство обучения в условиях реализации ФГОС для детей с нарушениями речи»

"Чудо - папку открываю, все что знаю, вспоминаю».
В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию и формирования культуры речевого общения дошкольников.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, это отличный способ закрепления и повторения материалов тематической недели.
Цель организации работы в ДОУ по данному направлению – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Проект "Животные наших лесов"

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ
«ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»

Составила:
Волкова Наталья
Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ № 147
Кировского района г.Казани.

Вид проекта: исследовательско-творческий
Продолжительность проекта: 2-х недельный
Участники проекта:
Дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, родители, логопед.
Образовательные области:
Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Актуальность:
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта:
1) Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
2) Обогатить словарный запас детей именами существительными (дупло, берлога, логово, нора); именами прилагательными (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголами (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
3) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

Индивидуальное логопедическое занятие "Звук Ш" (с использованием здоровьесберегающих технологий)

ЗВУК «Ш»
(конспект индивидуального логопедического
занятия с использованием здоровьесберегающих технологий)

Составила:
Волкова Наталья
Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ № 147
Кировского района г.Казани

Цели:
-отрабатывать фонематические процессы на подготовительном этапе коррекции звука «Ш»
-расширять словарный запас по теме «Осень»
-развивать нормализацию моторики подвижности артикуляционного аппарата;
-развивать слуховое внимание и зрительную память
-совершенствовать общую и мелкую моторику
-вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью через игру и использование здоровьесберегающих технологий.
-формировать положительное отношение к своей речи.
Ход:
1. Артикуляционная гимнастика. Подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука [ш].
Под кусточком ёж живёт (упражнение «собачка»),
Ёжик раненько встаёт (упражнение «грибок»),
Спинку моет (упражнение «почистим зубки»),
Ушки трёт (упражнение «почистим зубки»).
Он не ленится, ребятки, ловко делает зарядку (упражнение «гармошка»),
Блинчики себе печёт (упражнение «лопатка»),
Молоко парное пьёт (упражнение «лакание»).
А потом берёт лукошко (упражнение «чашечка»)

Проект "Вот пришли морозы и зима настала..."

ПРОЕКТ
«ВОТ ПРИШЛИ МОРОЗЫ
И ЗИМА НАСТАЛА…»

Составила:
Волкова Наталья Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ №147
Кировского района г.Казани

Тип проекта: творческо-информационный
По числу участников: групповой
По времени проведения: средней продолжительности (декабрь-февраль)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, логопед, воспитатели, родители.
Актуальность.
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Вот пришли морозы и зима настала…» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

"Осенний КН"

«ОСЕННИЙ КВН»

Составила:
Волкова Наталья
Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ № 147
Кировского района г.Казани

Цели:
•активизировать словарный запас детей;
•развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию;
• увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности;
• воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.
Ход:
Ведущая:
Раскрывайте шире двери!
Заходите поскорее!
КВН скликает тут
Всех друзей и всех подруг.
Что за чудо?
Что за диво?
Зал наряжен так красиво!
Надо же соображать
Пора КВН начинать!
Добрый день, дорогие друзья!
Приветствуем вас в Клубе веселых и находчивых!
Ведущая:
Всех гостей сегодня вместе, мы не зря собрали,
Танцы, игры, шутки, песни, будут в этом зале!
Самый яркий и задорный, праздник начинаем,
И осеннюю царицу, в гости приглашаем!
(входит Осень)
Осень:
Здравствуйте мои друзья. Меня вы звали? Вот и я.
Привет осенний вам друзья.
Я всегда на праздник рада приходить к вам в детский сад
Я люблю повеселиться, поиграть в кругу ребят.

«И СНОВА ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА…»

Вид проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации:
Средней продолжительности: сентябрь-ноябрь.
Участники проекта:
дети, логопед, воспитатели старшей логопедической группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
Цель:
расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
углубить представления об изменениях в природе осенью;
развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлечь внимания к окружающим природным объектам;

«ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ»

Цель мастер-класса:
Повышение уровня знаний участников мастер-класса по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Ход мастер-класса:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
-Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет ?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Щ-Ч». БУКВЫ «Щ»-«Ч»

Цели:
-упражнять детей в печатании под диктовку;
-закрепить правила правописания «ча», «чу», «ща», «щу»;
-развивать фонематический слух и навыки звукослогового анализа;
-воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.
Оборудование: касса букв и слогов, фишки, тетради, ручки, компью-терная развивающая игра «Буквария».

Ход занятия.
1.Организационный момент. Упражнение «Подскажи словечко» (с установкой на запоминание)
-У них усы не для красы –
Они показывают время
И называются……. (часы)
-Кто же ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходит….. (черепаха)
-Капризные сандали однажды мне сказали:
Боимся мы щекотки
Сапожной строгой ……. (щетки)
-У меня пропал носок,
Утащил его…. (щенок)
2.Объявление темы.
3.Упражнение «Добавь слог» («ЧА» или «ЩА»)
Зада… Встре…
Ро… Све…
Ча… Да…
4.Упражнение «Путаница»
-Лена, на, качаться, качали
-в, лежать, овощи, ящик
-бабочка, над, порхать, цветы
-Мама, вешать, плащ
5.Упражнение «Назови ласково»
Щука-щучка Плащ-
Щека- Ящик-
Щепка- Щенок-
Доска- Щель-
Щётка- Вещь-
6.Различение звуков Щ-Ч на слух: работа с кассой (показать соот-ветствующую букву)
-в слогах: ча, ич, ща, ищ, уч, че, ещ, ще, еч