SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Проект "Вот пришли морозы и зима настала..."

ПРОЕКТ
«ВОТ ПРИШЛИ МОРОЗЫ
И ЗИМА НАСТАЛА…»

Составила:
Волкова Наталья Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ №147
Кировского района г.Казани

Тип проекта: творческо-информационный
По числу участников: групповой
По времени проведения: средней продолжительности (декабрь-февраль)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, логопед, воспитатели, родители.
Актуальность.
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Вот пришли морозы и зима настала…» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель: формирование у детей целостной картины мира о зиме, зимних явлениях, диких животных и зимующих птицах через интегрирование образовательных областей.
Проект состоит из 3-х частей:
-«Зима хрустальная»
-«Дикие животные зимой»
-«Зимующие птицы»
Часть 1. «Зима хрустальная»
Задачи:
Образовательная дея-тельность Задачи
Физическое развитие Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к зимним видам спорта, к активному здоровому образу жизни. Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу.
Познавательное раз-витие Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
Речевое развитие Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима». Активизировать словарь по данной теме. Прививать любовь к худо-жественному слову, обучать вдумчивому, внима-тельному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Социально-коммуникативное развитие Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников, расширять кругозор, обогащать эмоциональную сферу ребенка, знакомить с явлениями социальной жизни. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Художественно-эстетическое развитие Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
Ожидаемый результат:
- повышение познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Первый этап – подготовительный.
• Подборка стихов для разучивания с детьми дома, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
• Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
• Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Второй этап – практический.
Образовательная область Виды детской деятельности
Физическое разви-тие П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка бе-ленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».
Народная хороводная игра «Золотые ворота».
Беседы-рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Оде-вайся по погоде, а не по моде».

Познавательное развитие НОД «Идет волшебница зима»
Просмотр презентаций: «Зимушка-зима»
Беседы и свободное общение: «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае».
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «С какой ветки детки».

Речевое развитие НОД: Рассказывание по картине «Общая горка», со-ставление описательного рассказа на тему «Зима», рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта».
Творческое рассказывание
Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
Словотворчество: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…».
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот», «Назови ласково».
Пальчиковая игра «Снежок»
М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке».
Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать меся-цев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкун-чик».
Стихи, загадки, пословицы о зиме.
Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запом-нился праздник».
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года», «Цирк».
Дидактические игры «Времена года», «Узнай по опи-санию», «Зимние запасы».
Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зим-ние сказки», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик».
Художественно-эстетическое разви-тие НОД (рисование): «Деревья в инее», «Шишки на вет-ке», «Снежная семья»,
Аппликация: «Деревья в инее»; «Веселые снеговики», Лепка: «Зимние забавы».

Третий этап - заключительный
Оформление выставки поделок, изготовленных детьми совместно с ро-дителями «Зима хрустальная».
Часть 2. «Дикие животные зимой»
Задачи:
1) Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
2) Обогатить словарный запас детей именами существительными (дуп-ло, берлога, логово, нора); именами прилагательными (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголами (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
3) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
4) Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
Кто живет в лесу?
Как зимуют дикие животные?
Почему нужно охранять животных, беречь природу?
Предполагаемый результат:
сформировать знания детей о животных нашего края, об их жизнедеятельности в зимний период.
Первый этап – подготовительный.
1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.
2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.
Второй этап – практический.
Образовательная об-ласть Виды деятельности
Физическое развитие Физкультминутка «Зарядка зверей», «Медвежонок»
Подвижные игры «У медведя во бору», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк»
Познавательное раз-витие НОД «Дикие животные наших лесов»
«Сравнение по высоте» - упражнять в сравнении диких животных по высоте, учить составлять елку из треугольников (высокую и низкую)
Игры с водой «Поймай рыбку для мишки»
«Как вести себя в лесу» (беседа по иллюстрациям)
Речевое развитие Игры «Прятки», «Кто что ест?», «Назови жилище?», «Узнай по контуру», «Чей детеныш?»
Пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке…», «Бурый мишенька».
Словесная игра «Один - много» (по теме)
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», « Сказка про храброго зайца» Д. Мамин – Сибиряк - беседа по содержанию рассказа;
Рассказывание сказки «Теремок» по иллюстрациям
Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Три медведя» (беседа по содержанию, пересказ сказки).
Составление описательных рассказов об игрушках (дикие животные)
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно – ролевая игра «Строим дом для зайчика», «Спрячь зайку» (ориентировка в пространстве),
Игровая ситуация «Медвежонок потерялся»
Художественно-эстетическое развитие Лепка: «Грибочки и орешки для белочки»
Рисование «Медвежата»
Аппликация «В лесу» коллективная работа, «Звери собираются на ёлку» (оригами)
Третий этап – заключительный
-Изготовление макета «Дикие животные зимой»
-Открытое занятие для родителей «В зимнем лесу»
Часть 3. «Зимующие птицы»
Задачи:
- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
-развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде,
-привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Первый этап – подготовительный.
Определение уровня знаний детей о зимующих птицах; определение стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.
Второй этап – практический.
Образовательная об-ласть Виды деятельности
Физическое развитие Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
Познавательное раз-витие НОД: «Зимние гости», «Зимующие птицы».
Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
НОД по ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?».
Речевое развитие Составление описательных рассказов о зимующих птицах.
Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».
Чтение: В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.
Составление рассказа «Воробышек» по серии сю-жетных картин.
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Презентация «Зимующие птицы».
Социально-коммуникативное развитие Изготовление кормушек из бросового материала.
Наблюдение за поведением птиц во время кормле-ния. Сходства и различия питания птиц зимой и ле-том. Воспитывать желание помогать птицам в труд-ное для них время.
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Снегири на ветке рябины».
Лепка: «Снегири прилетели».
Аппликация: «Синички - невелички».
изготовление шапочек – масок птиц.
Третий этап - заключительный.
-викторина: «Кто больше знает о птицах?»
Результат
В ходе реализации данного проекта у детей сформирована система знаний о зимующих птицах, диких животных, гуманное отношение к природе, развивается интерес и любовь к родному краю, усовершенствуются умения отражать это в продуктивной деятельности. Пополнилась предметно-развивающая среда в группе и логопедическом кабинете. Активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада.