SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию «В гости к ёжику» с детьми средней группы

Непосредственная образовательная деятельность
по речевому развитию «В гости к ёжику»
с детьми средней группы
Цели:
• Продолжать знакомство детей с лесными обитателями, где они живут, чем питаются; конкретно познакомиться с таким животным, как ежик.
• Узнать где и как он зимует, чем питается, как защищается от других животных, для чего ему нужная колючая шубка, и что же делает зимой ежик.
Задачи:
• Познакомить с правилами поведения в природе, обучать наблюдению за животными, закреплять названия диких животных.
• Развивать внимание, связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих; воображение, логическое мышление, творческие способности, групповую сплочённость.
• Воспитывать любовь к окружающему (деревьям, диким животным). Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,
познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.
Развивающая среда: картина с изображением ежа в осеннем лесу из серии «Дикие животные», серия сюжетных картин с режимными моментами, картинки как животные готовятся к зиме, листья с деревьев (береза, клен, тополь, дуб...), мягкая игрушка - ёжик.

Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания.
Воспитатель:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года (осенью) зовется (дети отвечают).
Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти картины. Какое время года здесь изображено?
Дети: Осень.
Воспитатель: А по каким признакам вы узнали, что это осень? Какие приметы осени вы знаете?
Дети: На улице холодно, солнце слабо греет, часто идут дожди, на деревьях желтеют и опадают листья, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме.
Воспитатель: Я вам хочу рассказать, как звери готовятся к зиме. Как заяц готовится к зиме? (показ картинки).
Дети: Меняет серую шубу на белую.
Воспитатель: Как медведь готовится к зиме? (показ картинки).
Дети: Ложится спать в берлогу.
Воспитатель: Как белка готовится к зиме? (показ картинки)
Дети: Готовит запасы орехов, грибов, ягод.
Воспитатель: Но есть еще один зверек, который ложиться в спячку и вы его узнаете, если отгадаете загадку:
«Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной»…
Ответы детей: Ёж.
Картинка ежика на слайде.
Воспитатель: Правильно, это еж, давайте посмотрим, какой же еж.
Рассматривание иллюстраций на слайде.
2. Беседа
Воспитатель: Какой ежик?
Дети: Колючий, маленький, милый, смешной.
Воспитатель: Что ест ёжик?
Дети: Мышей, жуков, червяков, молоко.
Воспитатель: Какая у него шуба?
Дети: Колючая, серая.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего ежу нужна такая шуба?
Дети: Чтобы он смог защищаться от других животных. Еще он на своих иголках носит запасы-грибы, яблоки…
Он свернется клубком и никто не сможет его съесть.
Воспитатель: А что если ежика раздеть? Что с ним произойдет?
Дети: Его могут поймать и съесть.
Воспитатель: Кто враги ежика?
Дети: лиса, волк…
Воспитатель: А кто его друзья?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Чем ежи занимается зимой?
Дети: Спит.
Воспитатель: Да, зимой ежи спят. Они осенью уходят в спячку, заворачиваются клубком в сухие листья и всю зиму спят.
Картинка спящего ежа на слайде.
3. Упражнение на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)
4. Чтение сказки А. Суконцева «Как ёжик шубку менял». Развитие произвольного внимания, памяти.
В лесу уже выпал снег, а Ёжик ещё к зиме не приготовился. Не натаскал в свою нору листьев, чтобы ему спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, в поисках сухих листьев, а навстречу Заяц. Только Заяц не в серой шубе, в которой летом бегал, а в белой как снег.
— Здравствуй, Ежик! — говорит Заяц.
— Здравствуй, — отвечает Ёжик. — А где ты шубу сменял?
— Вон там, у старого дуба, у Дрозда.
— А мне нельзя белую шубу получить?
— Я не знаю, — говорит Заяц, — иди попроси.
Пошёл Ежик к старому дубу, говорит Дрозду:
— Я тоже хочу в белой шубе ходить.
Дрозд отвечает:
— Это у меня только для зайцев... Ну ладно, так и быть, и тебе обменяю. Снимай свои иголки.
Снял Ёжик шубу с иголками и надел белую, как у Зайца. Идёт по лесу довольный: новая шуба на нём, белая, мягкая, пушистая, тёплая.
И вдруг навстречу Лиса.
— Это ещё что за чучело? — говорит она. — Вот я тебя сейчас съем!
Хотел Ёжик иголки выпустить, а иголок-то и нету. Попытался убежать от Лисы — бегать быстро, как Заяц, он не умеет. А Лиса вот-вот схватит! На счастье ежика, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь трясётся.
Дождался, когда Лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к Дрозду.
— Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!
Так с тех пор и ходит Ёжик в своей игольчатой шубе и ни на какую другую не хочет менять. Она не такая красивая, как у Зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни Лисы, ни даже самого Волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад будешь!
Воспитатель: Ребята! Вам понравилась сказка?
Дети: Да! Понравилась! Очень понравилась!
5.Воспитатель: Ребята! Сейчас мы с вами превратимся в маленьких ежиков и немного поиграем. Физкультминутка «Ёжик». Координация речи с движением. Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.
Жил в лесу колючий ежик, (Обнимают себя за плечи).
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи).
Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Топают на месте.)
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах.)
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг (Пальчиком руки, трогать кончик носа)
А ребятки в лес пришли, (Шагают на месте)
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Научили топать — Топ-топ-топ. (Топают на месте.)
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг. ( Прыгают на двух ногах.)
6.Воспитатель: Молодцы! Сейчас я вам еще раз прочитаю сказку. Будьте очень внимательны для того, чтобы ответить на вопросы.
Воспитатель читает детям сказку второй раз, задает вопросы детям по содержанию сказки.
В. Ребята! Назовите героев сказки?
- Что произошло с ежиком?
- Почему ежик не смог убежать от лисы?
- Чем закончилась сказка?
7. Воспитатель: - Я принесла вам мягкую игрушку-ежика, давайте сравним ее с лесным животным.
Вопросы:
-Ребята, а этот ежик похож на настоящего?
Дети: Да, этот ежик, как настоящий.
-А что у него общего?
Дети: Тоже есть колючки, похожий нос.
8. Дидактическая игра «Что напутал ежик?»
Воспитатель: - Я расскажу вам небылицы; а вы должны меня поправить и распутать небылицы.
-Сегодня ежик ел кашу из прищепок с молоком. Прищепки были вкусные и хрустящие.
Дети: Прищепки не кушают, они не съедобные.
-У ежика есть друг поросенок. У него синий хвост, длинный язык, длинные лапы.
Дети: У ежика не может быть друга поросенка, а у поросенка не может быть синий хвост, длинные лапы и длинный язык.
- Однажды зимой ежик ел в лесу картошку. Она была твердая и сочная.
Дети: В лесу картошка не растет.
9. Воспитатель: Молодцы! Сейчас я предлагаю нарисовать каждому своего ежика.
Воспитатель читает стихотворение.
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
В.: Вы молодцы! У вас получились замечательные ежики. Из них мы создадим выставку рисунков "Ежики в осеннем лесу".
10. Итог.
- Чем занимались? Что запомнили? Чему вы сегодня научились? Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.