SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Сочинение -размышление "Воспитание-взгляд в будущее"

zemlya_planeta-e1476775461999-715x400

Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием,
- это творение будущего и взгляд в будущее.
В.А.Сухомлинский
Встречая каждый новый день и улыбаясь первому лучу солнца, понимаешь, что так хотелось бы жить в прекрасном мире, где нет войн, трагедий и слез, а люди были бы здоровы и счастливы! А ведь все это в наших руках! Каждый человек может внести свой (пусть маленький) вклад в создание такого будущего. Например, сделать важный шаг – выбрать профессию, которая станет для него настоящей миссией в достижении этого идеала.
Именно такую профессию я выбрала. Она интересна, непредсказуема, порой загадочна. Я – педагог – организатор. Каждый день и час моей работы посвящен созданию замечательной и чудесной жизни в будущем. В каком-то смысле я моделирую его. Дети – это хрупкий сосуд. Что в него положишь, тем и будет он наполнен. На моих плечах лежит огромная ответственность за воспитание всех детей в школе. Порой задаю себе вопрос: « А справлюсь ли я?». И взрослые, и дети ждут от меня помощи и ответов на вопросы: что такое воспитание, зачем и для чего нужно воспитывать, кто этим должен заниматься, каким должен быть сам воспитатель? Чтобы ответить на эти вопросы, я поставила перед собой определённую цель. Она одна – создание личности в идеалах истины, добра и красоты.
Но как это сделать? Как суметь затронуть невидимые струны в душе каждого ребенка, чтобы они красиво зазвучали? Как воспитать сердце ребенка, как научить его быть счастливым? В Толковом словаре русского языка Владимира Даля я прочитала: “Воспитывать – заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его”. Прочитав данное определение, я задумалась: верно ли строю свою работу организатора? Ведь на мне лежит огромная ответственность за правильное воспитание не одного ребёнка, а нескольких сотен детей. Каждый из них со своими проблемами и потребностями, со своими привычками и укладом жизни. Ребенок – это посланник вечности. Он приходит в наш мир со своей миссией.
В связи с этим я вспомнила одну притчу о карандашах и карандашном мастере. Вот она. «Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: у тебя будет способность исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: наиболее важная твоя часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и был помещен в коробку с призванием в сердце».
Возможно, сравнение себя с мастером, - это смелое заключение. Но, с другой стороны, я стараюсь воспитывать в учениках моей школы только лучшие качества, доверять воспитание классного коллектива только талантливым педагогам. Пытаюсь путём проб и ошибок донести до ребят правильные принципы воспитания, которые проверены временем, точнее, самой жизнью. Путём внедрения в воспитательный процесс мероприятий, связанных с историей страны в целом и каждой семьи в отдельности, донести до сердца каждого воспитанника, что без прошлого не бывает светлого будущего. А они являются связующим звеном в этой длинной цепи.
В народной педагогике большинства стран и народов воспитание осуществлялось посредством примера старших на основе естественного привлечения к посильному труду в семье. Поэтому я выбрала для себя следующие шаги: формировать и раскрыть творческую индивидуальность каждого ученика, создать в коллективе школы дружную семью единомышленников со своими традициями, с отношением доверия и уважения друг к другу, взаимопомощи. Главная проблема педагога – организатора заключается в том, что он не имеет «волшебной пилюли счастья», которая может помочь при любых невзгодах. Взаимопонимание рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества – это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Главным, основополагающим фактором в нашем быстро изменяющемся обществе является то, что школа была, есть и будет центром создания и воспитания личности. Каким будет результат воспитания сегодня, таким и станет наше будущее, от этого зависит благополучие и мир нашей Родины. С понятием воспитания тесно связана социализация ребёнка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной культуры, регулирующий понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев. Я считаю, что ребёнок развивается согласно своей врождённой природе, а значит задача воспитателя — создавать условия для проявления и расцвета этих природных склонностей и возможностей. Чем же я могу помочь каждому ребёнку? Путём долгих размышлений я определила для себя основные принципы моей работы, которых и придерживаюсь. А именно: обязательность (воплощать в жизнь то, что планировала и обещала), комплексность (одновременная реализация новых идей и проверенных временем традиционных мероприятий школы), равнозначность (для меня не должно быть главных и второстепенных моментов).
На кого я опираюсь? Кого считаю незаменимыми помощниками в своей нелёгкой работе? Конечно же, классный коллектив, в котором каждый знает свои обязанности и без особых напоминаний исполняет порученное дело. Хотелось бы обратить особое внимание на подготовку и проведение общешкольных и классных творческих дел. Я строго слежу за тем, чтобы каждый классный коллектив систематически принимал участие в общешкольных мероприятиях. Необходимо, чтобы дети занимались в системе дополнительного образования (а в нашей школе для этого существуют все условия), с интересом принимали участие во внеурочной деятельности. Занятость и постоянные творческие поиски помогают им заполнить пустоту, которая образовалась в нашем обществе, объединяют их, а мне помогают достичь поставленной цели.
Воспитание – это особенное искусство, искусство, подразумевающее под собой определённые условия. Их несколько. Первое условие – это сохранение своей культуры. Ребёнок эмоционален, поэтому данную способность я использую в своей работе. Без опоры на национально-культурные корни идея положительного воспитания будет безуспешной. Я же хочу, чтобы дети твердо стояли на земле. А это значит, что история и национальные традиции обязательно учитываются в построении воспитательного плана работы школы. Малая родина – это место, где человек родился и растёт. История нашего города, сёла и деревни, реки, рассказы и сказки, стихи и песни об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа,– все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма, воспитание которого я считаю крайне важным и необходимым в современных условиях. Важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе историческое прошлое нашей страны, и передать это подрастающему поколению. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература, национальный дух должны вечно оставаться с нами. Второе условие – открытость сознания. А именно, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты. Следующая составляющая – это готовность к переменам, которые несет новый уклад жизни, то есть изменение огромных пластов нашей жизни: учёбы, работы, быта, отдыха, способов общения. Дети должны быть готовым к этому. Далее – способность перенимать положительный чужой опыт, учиться у других.
Итак, спрашивая себя: «Справлюсь ли я? – сама себе отвечаю: да, должна! Мне доверяют, на меня равняются». Разумеется, одной мне с этим не справиться. Рядом со мной большая команда единомышленников. Это и администрация школы, и учителя и, конечно же, дети. Ребята такие разные: грустные и веселые, красивые и смешные, добрые и не очень, романтики и прагматики, озорные и наивные, трогательные…. Но самое главное, чтобы все они состоялись как личности. Хочу надеяться на то, что мой вклад в жизнь каждого из них будет значимым.