SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Файзуллина Альбина Маликовна

IMG_4648-29-12-18-14-35

Из опыта работы
классного руководителя 8В класса
МАОУ «Лицей №121»
Файзуллиной Альбины Маликовны

Если ты думаешь на год вперёд, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетие вперёд, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека.
Восточная мудрость

«Судьба любого общества зависит прежде всего от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим. Дайте группе дьяволов великолепную конституцию, и все же этим не создадите из неё прекрасного общества. И, обратно, общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более совершенные формы общежития»,- говорил П.А.Сорокин.
Одним из самых серьёзных вызовов, с которыми сегодня сталкиваются многие страны, является не проблема национальных доходов и не проблема энергетических ресурсов. Когда-то об этой проблеме написал американский философ Ральф Эмерсон, который отметил, что «По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранные урожаи – нет, о нем говорит качество человека, которого производит страна».
Развитие цивилизации уперлось в нравственно-этические проблемы, в которых качество человека и производимые им мысли, чувства и поступки определяют то, как живет та или иная страна. И те страны, которые экономят на воспитании и образовании своих граждан, будут вынуждены разоряться на строительстве тюрем и больниц, в которые будут попадать те, кто не был обучен правилам и принципам обуздания своих эмоциональных порывов и необузданных прихотей, ведущих к нарушению социального миропорядка, так и собственного здоровья.
Обучить детей хорошо сдавать ЕГЭ – это самое простое, что есть в школьной педагогике, это тот минимум, который обязан обеспечить каждый учитель, это то, что относится к учительскому ремеслу, а не педагогическому мастерству.
Кто из нас, педагогов, в огорчении не упрекал школьника словами «как тебе не стыдно!», «где твоя совесть?», «как ты мог забыть обещание?», полагая, видимо, что эти слова и их значения он по определению должны знать. Мы, педагоги, профессиональная миссия которых готовить воспитанников к жизни, должны говорить с ребёнком основательно, не торопясь, без упреков и раздражения о таких фундаментальных понятиях, как совесть, любовь, счастье, справедливость, благородство, чувство собственного достоинства. Это не отвлеченные категории нашего быта, а фундаментальные ценности бытия, не поняв, не усвоив, не прочувствовав которые, можно прожить жизнь впустую, точнее пройти мимо жизни. Признаться, что ты не знаешь, что такое счастье, что никогда в жизни его не испытал, что не сделал никого счастливым, это признаться в страшной личной жизненной трагедии. Слова «бесчестный», «бессовестный» означают, что это, безусловно, плохой человек и что необходимо вычеркнуть его из сознания, общения и памяти навсегда. Любовь, совесть, справедливость, страх, ужас, ненависть, презрение, мужество, восторг, удовольствие, радость – есть не что иное, как чувства. Именно чувства есть главное содержание жизни и человеческих отношений. Не знания и их количество, не особые гены, качества, морфологические структуры, заданные природой человеку пожизненно, определяют его общественную ценность, уважение окружающих, а переживаемые чувства, которые подвижны, преходящи, приходят и уходят, оставляют след и не оставляют, но наполняют жизнь эмоциональным смыслом. Люди живут не работой, они живут чувствами по поводу работы. Если работа не доставляет радости, это каторга. Урок, не вызывающий любопытства, интереса для ученика мёртв. Весь вопрос – способны ли мы испытывать эти чувства? Вызывать у собеседника? Беречь и хранить? Быть благодарными?
Судьба нашего общества в руках учителя. Поэтому на плечах учителя большая ответственность – воспитать достойное будущее нашего общества.
Не просто обучить, а воспитать.
Термин «воспитание» состоит из предлога ВОС и самого слова ПИТАНИЕ, что подразумевает восхождение от простого элементарного физического питания к питанию более высокому, связанному уже не с пищевыми продуктами, а с усвоением психологических и социальных правил и норм поведения. Поэтому нужно специфическое «питание» человека психо-эмоциональными, профессиональными и духовными идеями.
Процесс взросления человека проходит поэтапно, сначала – через биологическое и физическое созревание, затем через включение в межличностное общение в малых группах, и наконец, через получение профессиональных знаний и навыков в своей социальной группе. Каждый переход на более высокий уровень личностного развития помогает человеку приобрести более мощный источник энергии для личностного развития.
Для того чтобы выйти на самый высокий уровень личностного развития и стать самоактуализируещейся личностью надо:
1. Найти и иметь любимое дело или занятие.
2. Выбор продвижения, а не отступление перед новой и малоизвестной ситуацией.
3. Умение прислушиваться к голосу внутреннего «Я».
4. Умение брать на себя ответственность
5. Стремление быть нонконформистом.
6. Стремление к совершенству
7. Открытость высшим переживаниям экстатического характера в момент общения с искусством, природой, истиной.
8. Обретение самого себя.
Выйти на этот высокий уровень нашим подопечным должны помочь мы – учителя. Для проведения успешной воспитательной работы классному руководителю нужно четко представлять себе, как развивается личность ребёнка, как осуществлять системный подход в воспитании. Важную роль играет личность самого педагога.
«Личность воспитателя значит все в деле воспитания» говорил К.Д.Ушинский. Хороший педагог воспитывает собой, своим характером, своим отношением к миру, своим очарованием и интеллектом. Это правда. Авторитет педагога, любовь детей к нему, его способность чувствовать детей и быть полезным им – всё это чрезвычайно значимо. Но есть здесь и некоторое лукавство, выраженное в том, что помимо прекрасной души для детей исключительно важны те деятельности, в которые умеет, любит и вовлекает детей учитель. Правда ведь очень хорошо, когда учитель ласкает детей улыбкой и взглядом, создаёт привлекательную среду и климат, но если сюда ещё добавить любимое дело педагога, то это уже совсем другое дело. Учитель, как и артист, должен быть носителем чего-то таинственно необъяснимого и привлекательного, уметь и желать вовлекать детей в процесс, имеющий реальную пользу. Важно стать интересным для ученика своими увлечениями, знаниями, характером. Лучше всего об этом сказал В.А. Караковский: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности».
В соответствии с современным образовательным стандартом, квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
1. компетентность в области личностных качеств
2. компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
3. компетентность в мотивировании воспитанников на осуществление воспитательной деятельности;
4. компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
5. компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
6. компетентность в организации педагогической деятельности.
Готовность учителя к воспитательной деятельности подразумевает его большую предварительную работу над собой. Но для начала педагог должен иметь четкие представления о большой общественной ценности своей воспитательной миссии и знания о том, что представляет собой личность человека.
Мой педагогический девиз: “Уважай, твори, доверяй!”. Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: уважения и любви к детям, силы личного примера, справедливости; способности прощать ребенка. Учитель – ученик – единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости.
Целью воспитательной работы осуществляемой мной в классе является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Осуществление цели происходит через решение следующих задач:
-развитие индивидуальные способности детей;
-формирование здорового образа жизни;
-развитие познавательного интереса к истории родного края;
-повышение интереса учащихся к учёбе, знаниям через различные формы внеклассной работы;
-использование нестандартных форм воспитательной работы;
-создание положительного эмоционального климата в коллективе;
-привлечение родителей, как активных участников в школьной жизни.
Содержанием воспитательной работы является обобщенное системное представление о составе, элементах, структуре и функциях того социокультурного опыта, который должен быть освоен учащимися.
Сложный и многотрудный процесс социализации ребят распределен по четырем основным категориям человеческого опыта. Это:
1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира.
2. Система умений и навыков, т.е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и того или иного учебного предмета.
3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности.
В начале работы с новым классом, в мае, в школе было проведено собрание с родителями будущих пятиклассников, на котором мы, классные руководители, ознакомили с концепцией своей предстоящей воспитательной работы. Основной мыслью моей концепции воспитательной работы было воспитание всесторонне развитой личности, со сформированным ценностным отношением к жизни. Своего выпускника я вижу настоящим человеком, трудолюбивым, с чувством собственного достоинства, добрым, отзывчивым, готовым всегда прийти на помощь другим, искренне любящим свою Родину и близких людей.
В начале работы было проведено психолого-педагогическое анкетирование по методике Колмогорцевой Л.Н. «Нравственная самооценка», диагностика отношений к жизненным ценностям, нравственная мотивация. В ходе исследований выяснилось, что у детей еще отсутствуют развитые чувства принадлежности к группе, сознание коллективной ответственности, необходимость заботы и взаимопомощи.
Развитие духовно-нравственных ценностей ребят осуществляется посредством анализа на классных часах прочитанных литературных произведений, просмотренных кинофильмов, спектаклей, видеоматериалов на добродетель и порок, как нравственную дилемму. Изучаем на классных часах культурно-нравственное наследие народов России на примере прикладного творчества. Изучаем национальные святыни.
На уроках, на классных часах формировались первоначальные представления о светской этике, традиционных религиях и ремеслах России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны, расширяли знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны. Расширение знаний сочетается с воспитанием ценностного отношения к этим явлениям в практических экскурсиях, которые укрепляют внутреннюю установку личности поступать согласно общественным нормам и правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Принципы воспитательной деятельности классного руководителя, которыми я руководствуюсь в своей работе:
- ориентация на результат (не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);
- системно - деятельностный подход, который подразумевает организацию личностно развивающей деятельности (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений).
Личностно развивающая деятельность должна быть наполнена воспитывающим содержанием. Для того чтобы воспитывающая деятельность была результативной важны кроме личности педагога такие факторы как: удовлетворенность своей профессией, создание детско-взрослых общностей.
Классный руководитель должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Быть учителем – великая честь и огромная ответственность для меня, на протяжении 23лет моя жизнь тесно связана со школой. В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем.
Классный руководитель – это человек, который должен уметь все: быть отличным психологом, воспитателем, учителем, организатором. Чтобы правильно организовать работу надо создать воспитательную систему. Решая задачу со многими неизвестными, нужно организовать работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали».
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Наиболее существенными и важными компонентами воспитательной системы класса являются:
1. Индивидуально - групповой компонент. Он представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса:
- классный руководитель (воспитатель);
- обучающиеся;
- их родители;
- педагоги и другие взрослые.
2. Ценностно-ориентационный компонент:
- цели и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
3. Функционально - деятельностный компонент:
- системообразующий вид деятельности классного сообщества;
- основные функции воспитательной системы;
-педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
4. Пространственно-временной компонент:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
5. Диагностико - аналитический компонент:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения её результативности;
- формы и способы анализа, оценка и интерпретация полученных результатов.
Организация моей работы с классным коллективом направлена на следующие аспекты:
- Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности обучающегося.
- Развитие субъективности ребенка.
-Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения обучающегося.
-Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий обучающихся.
- Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду.
- Создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим.
- Развитие любознательности и познавательных интересов обучающихся.
- Сплочение классного коллектива
Заповеди нашего класса:
- Много знать - престижно, помогать товарищу - нормально, готовить дело по чужому сценарию - невозможно, жить без творчества и активности - скучно;
- Узнай больше о своём городе и его героях;
- Уважай людей, живущих рядом;
- Помоги нуждающимся в твоей помощи;
- Сделай приятное своим друзьям и окружающим;
- Дорожи мнением о себе других людей.
Мои функции как классного руководителя определяются необходимостью создания условий для успешной жизнедеятельности ребёнка в школе, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижении смысла жизни.
Я, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах:
- контролирую ход целостного воспитательного процесса;
- координирую процесс становления личности каждого ребёнка, его нравственных качеств;
- анализирую характер оказываемых на обучающегося воздействий;
- координирую учебную деятельность каждого обучающегося и всего классного коллектива;
- координирую процессы самоопределения, самовоспитания и саморазвития обучающегося;
- создаю условия для формирования классного коллектива, развития творческих способностей воспитанников;
- устанавливаю взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
В своей работе я стараюсь постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Формы работы, которые применяю, определяются исходя из:
- педагогической ситуации, сложившейся в школе, в классе, традиционного опыта воспитания, педагогического воздействия;
- уровня развития личности ребят;
- уровня сформированности классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественная эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Моя работа с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию.
Суть нашего взаимодействия заключается в том, что и я и семья заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это помогает и мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Конечно, это происходит очень дифференцированно. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.
Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.
Использую такие индивидуальные формы, как беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.
Посещение семьи как форма работы с родителями сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой, эта форма работы рассматривается как вторжение в личное пространство семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй. Поэтому эта форма работы происходила крайне тактично. К четвертому году совместной работы с родителями 8в класса сложились очень близкие и доверительные отношения.
Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, где происходит равный диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Большинство родителей правильно понимают распределение сфер ответственности школы и семьи: школа обучает, семья воспитывает, общая цель - развитие ребенка, в процессе обучения и воспитания. В первую очередь, родителей интересуют вопросы сохранения здоровья и успешной социализации детей, а затем, обучения, воспитания; они готовы к взаимодействию по самым различным направлениям.
Активное использование разнообразных форм взаимодействия с семьей (концерты бабушкам, мамам, совместные чаепития, совместные культпоходы и экскурсии, совместное проведение субботников, совместное украшение классного кабинета к Новому году, спортивные соревнования: «Семейная лыжня», «Семейная эстафета в беге», «Семейная эстафета по плаванию» и т.д.) позволяет понять мнение родителей, выделять больше времени на общение в удобное для них время.
А.С. Макаренко: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Построение и реализация целостной воспитательной системы класса и школы в целом позволяет сделать педагогический и воспитательный процесс более целенаправленным, управляемым, эффективным. Об успешности этой деятельности будут свидетельствовать положительные изменения в личности моих любимых детей.
Мне кажется, пока это удаётся и, говоря о коллективе детей, родителей и учителей 8В класса можно сказать что это «ладная семья», такая, как в следующей притче.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел он к старику – главе семьи расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».