SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Воспитание: взгляд в будущее

IMG_9594-1

Принцип искусства воспитания гласит:
дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!
И.Кант, немецкий философ

Зачастую, думая о будущем, особенно об отдалённом, мы представляем себе какую-то иную жизнь, считаем, что «всё будет по-другому». Писатели и кинорежиссёры, создавая книги и фильмы о наших перспективах, рисуют фантастические картины массового освоения космоса, мир абсолютной компьютеризации и умных машин, жизнь среди роботов, призванных служить человечеству, но то и дело норовящих это самое человечество истребить. Мы наблюдаем, как герои-одиночки непрерывно борются с мириадами врагов, неизбежно побеждают и спасают нашу хрупкую планету от гибели. Дух захватывает иногда от таких перспектив. И за этими глобальными картинами будущего как-то теряется сам человек - простой, обычный житель Земли, с его обычной жизнью, каждодневными проблемами и заботами, тихими семейными радостями и житейскими невзгодами. Чем он будет жить через двадцать, пятьдесят, сто лет? В дальнейшем видится лишь борьба за выживание. И невольно задумываешься, за что, собственно, сражаются эти герои-одиночки, во имя чего совершают немыслимые подвиги? И главное – кто воспитал в них это стремление к свободе и справедливости? Ведь обычно у этих героев нет семьи, нет собственного дома, нет друзей, а только соратники по борьбе, да и само их появление на свет нередко происходит в каком-нибудь человеческом инкубаторе. Мы не видим развития культуры, искусства, духовной эволюции общества – только высокие технологии для «максимального облегчения» жизни людей.

Возможно, кто-то возразит: таковы законы жанра. Но «сказка ложь, да в ней намёк», и авторы подобных книг и картин, по сути, открыто говорят, что такие понятия, как семья, дети, работа, дом обесцениваются, и в будущем их место займут совсем другие ценности.
Говорят, кто предупреждён, тот вооружён, и наше будущее – в наших руках. Так что же нам делать сейчас, чтобы в дальнейшем не превратить нашу жизнь в «экшн» и сформировать общество, основанное на нравственности и духовности? Думается, прежде всего необходимо разобраться, почему происходит «переоценка ценностей».
Рассмотрим основные проблемы, которыми человечество озабочено на сегодняшний день. Одна из главных - демографическая. В России к решению этого вопроса подошли просто: родишь детей – получишь деньги. Конечно, небольшие, но всё же. При этом ценность рождения ребёнка именно в семье практически нивелируется. А ведь семья – это первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Тысячами нитей она связана с обществом. В ней формируется личность ребёнка, его характер, его мировоззрение. Через неё маленький гражданин учится социализации. «Семья – это кристалл общества», - говорил французский писатель Виктор Гюго. Вся наша многовековая история и культура свидетельствует о ценности семейного воспитания.
Обратная сторона вопроса – проблема создания именно крепкой семьи, основанной на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке. Вот неутешительная статистика по России: в среднем каждый третий ребёнок в стране воспитывается в неполной семье. При этом двадцать девять процентов ребят отвергают тот порядок, который сложился в их «ячейке общества». Но ведь и другой модели семьи они не знают. Социологи говорят, что почти каждый второй подросток из неполной семьи нуждается в поддержке, в доверительной беседе с близким человеком, которого зачастую рядом нет. Да и в полных семьях родители нередко самоустраняются от воспитания детей, больше ориентируясь на внесемейные интересы. Вот с чем мы, педагоги, должны работать. Наша общая задача – помогать детям и их родителям в формировании и укреплении семейных ценностей, в развитии внутрисемейной коммуникации, в разрешении семейных конфликтов, в «оздоровлении» семейного климата. В детях необходимо воспитывать ответственность за другого человека, учить заботе о ближнем, взаимопомощи – всему тому, что впоследствии даст свои лучшие плоды.
К другим проблемам, над решением которых сегодня бьются лучшие умы человечества, относятся экологические, продовольственные и энергетические. Да, та же печальная статистика констатирует, что ежегодно площадь мусорных свалок в России увеличивается на размер целой Москвы. Остальные проблемы, актуальны, скорее, не у нас: в нашей стране явно никто не голодает и у подавляющего большинства есть свет и тепло. Но посмотрим на всё это с другой точки зрения. Огромное количество мусора, отсутствие озабоченности, где достать пропитание, и максимально комфортные бытовые условия свидетельствуют о том, что наше общество превратилось в общество потребителей. И это неслучайно. На просторах Интернета до сих пор «гуляют» слова, приписываемые экс-министру образования России А.А.Фурсенко, о том, что «недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». А на одной из встреч с молодёжью А.А.Фурсенко прямо заявил, что задачу реформы образования он видит в том, чтобы «не было бедных», явно имея в виду материальное благосостояние. Таким образом, снимаются проблемы нравственного, духовного, эстетического воспитания подрастающего поколения в стране. Ребёнок с «младых ногтей» впитывает целую программу «успешной» жизни, где мерилом являются престижная высокооплачиваемая работа, большой роскошный дом, дорогая машина, возможность посещать элитные курорты, а также многие внешние атрибуты. И такой человек начинает ценить себя не за какие-то личные качества, личные достижения, а за обладание ценными вещами. В обществе потребления происходит подмена ценностей, критериев действительно человеческого в человеке, суррогатом, подделкой, чем-то искусственным, наносным. В результате – эгоизм, бездуховность, примитивные запросы, отсутствие истинных нравственных идеалов. С другой стороны, жизненная «неуспешность», невозможность достичь материального счастья порождает в обществе потребителей озлобленность, агрессию, стремление «выбиться в люди» всеми возможными способами. Вот ещё одна важнейшая проблема, которую необходимо решать сейчас нам, педагогам, если мы действительно хотим в будущем настоящего счастья для наших воспитанников.
Впрочем, кто-нибудь, возможно, снова возразит: а потянем ли? Что мы можем противопоставить сокрушительной рекламе: «Покупайте! Покупайте! Покупайте!», давлению СМИ – телевидению, Интернету, глянцевым журналам, которые рисуют образ «успешной личности»? Конечно, готовых рецептов нам никто не подскажет. Для этого нужна долгая кропотливая работа по-настоящему вдумчивого, заинтересованного воспитателя. И поверьте, в этом у нас есть замечательные помощники – наша великая литература, наши прекрасные фильмы и, конечно, наши талантливые учёные-педагоги. Они дают ответы на многие волнующие нас вопросы.
Известный российский учёный и педагог, профессор Московского педагогического университета Надежда Егоровна Щуркова так определила цель воспитания - «личность, способная строить жизнь, достойную человека». Её концепция строится на постепенном отучении ребёнка-школьника от бездумного, бездуховного существования, на привитии ему знаний, как нужно жить, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, на воспитании человека как творца жизни, носителя настоящих культурных ценностей, строителя общества, основанного на принципах гуманизма. Следуя программе воспитания Н.Е.Щурковой, шаг за шагом формируя в ребёнке личность, способную строить жизнь, достойную Человека, мы получим то будущее, за которое нам потом не будет стыдно.