SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Сочинение " Воспитание: взгляд в будущее"

Тот, кто не смотрит вперёд, оказывается позади.
Дж.Герберт
Каждый из нас ставит перед собой определённые цели. Один мечтает стать профессионалом в своей области, другой – примерным семьянином, третий – хорошим человеком. На мой взгляд, нельзя жить без намеченного маршрута, он не просто дисциплинирует, он вдохновляет. Если бы мы не задумывались о будущем, что было бы с нами?
Вы скажете: «Будущее зачастую призрачно и зыбко». Да, с этим трудно не согласиться, и, к сожалению, современный мир подстраивается под эту новую идеологию. «Живи сегодняшним днём»,- вот лозунг XXI века, вот чем пестрит Интернет сегодня! Но как бы мы не пытались скрыть очевидный факт, все наши действия, так или иначе, устремлены в то самое будущее, о котором мы так не хотим говорить.
Как педагог, как классный руководитель, я, конечно, не раз задавалась вопросом: «А каким должно быть воспитание в будущем?» Довольно сложно дать однозначный ответ, ведь воспитание – это многогранный процесс. К тому же мир настолько стремительно видоизменяется, уж очень сложно угнаться за всеми новшествами. Сегодня мы, взрослые, не успеваем следить за потоком информации, а между тем в этом бурном океане подрастают наши дети. Не зря Г.Зотов отметил: «Впрочем, я и раньше вам жаловался: в этом веке, доверху забитом информацией и высокими технологиями, дети взрослеют рано. В полных девять лет – это уже старики, серьёзно утомлённые жизнью и покемонами». Как нам, педагогам, не остаться за бортом? Как понять и принять детей XXI века такими особенными, каковыми они и являются на самом деле?
Мне кажется, учитель сегодня должен быть на шаг впереди, иначе он будет неинтересен детям, да и самому себе, если честно, тоже. Современное воспитание – это абсолютно новый формат, который требует переосмысления тех вещей, к которым мы так привыкли. А.С. Макаренко говорил: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Нельзя не согласиться с этим высказыванием, оно точное и правильное. Но если мы посмотрим на воспитание с иной стороны, то увидим, что уже сегодня к родителям и педагогам добавилось ещё и виртуальное пространство, из которого наши дети повседневно берут знания о жизни. А что прибавиться завтра?
Задумываясь о воспитании, я всегда вспоминаю прекрасную притчу Шалвы Амонашвили:
Пришли в школу два молодых учителя. Один сказал своим ученикам:
— Пойдём в гору, будем познавать через трудности.
Сказал другой своим ученикам:
— Умный в гору не пойдёт, будем познавать от лёгкого.
Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, всё более трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет.
Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них лёгкость и удобство. И так десять лет.
Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно для них многомерное мышление.
Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трёхмерным.
Первые научились летать. Вторые научились копать. Первые научились видеть всё вокруг. Вторые научились видеть лишь перед носом.
Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые и какую — вторые?
Сказано: творите героев. Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже есть герой Духа.
В таком ключе, на мой взгляд, и должно строиться воспитание в будущем, цель которого- «геройская» личность».Нельзя делать жизнь ребёнка простой, ни в коем случае, она должна состоять из трудностей. Ведь уже сегодня подростки готовы решать глобальные задачи, потому что мышление у них другое. Завтра любой из них может статьгероем своего времени, главное направить ребёнка в правильное русло.
Учитель должен закалять детей знаниями о жизни, и наряду с формированием нравственных ценностей, гражданско-правовой, физической культуры личности и другими важными направлениями воспитательной работы в школе, необходимо сформировывать правильное взаимодействие школьников с электронными информационными системами. Учителя должны открыть перед детьми возможности, показать, с какими трудностями они могут встретиться, какими качествами они должны обладать для того, чтобы выстоять. Мы обязаны научить наших детей фильтровать тот поток информации, который сваливается на них каждый день, выделять положительное и отрицательное, анализировать, обобщать. Только сочетание того, что было с тем, что будет может считаться основой формирования полноценной личности XXI века.
Школа всегда была мастерской человечности, понятия доброты, порядочности, милосердия, честности, искренности испокон веков закладывались в каждом из нас. Эта тенденция, безусловно, никогда не устареет, потому что это самое ценное, что у нас было, есть и будет. Но кроме этого уже сегодня мы должны развивать не только нравственную личность, но и творческую, самостоятельно мыслящую, мотивированную, одарённую, информационно подкованную. Для этого и нам нужно стать такими – людьми новой формации. Ведь учитель – это пример, которому следуют дети. Я, как классный руководитель с большим опытом, прекрасно это понимаю и всегда стараюсь относиться ко всем своим ученикам человечно, идти в ногу со временем, и даже быстрее... Каким будет будущее? Я не знаю. Единственное, что в моей власти сегодня – это моделирование человека будущего. А будущее, на мой взгляд, должно быть прекрасным!