SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы.

IMG_4171-19-01-19-10-04 IMG_0349-19-01-19-10-02

Описание опыта работы классного руководителя
МБОУ «Татарская гимназия №15»
Мосоловой Екатерины Валериевны

Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием - это творение будущего и взгляд в будущее». Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Тема воспитательной работы: «Формирование нравственного поведения как основы воспитания нравственной культуры учащихся».
Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное. В своем трактате «Наставление нравов» выдающийся чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства. Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его нравственному развитию, создавали условия для его самодвижения.
В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Воспитанника должна окружать красота, любовь к делу, творчество.
Мой процесс нравственного воспитания характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Мною разработаны авторские программы «Этикет. Обучение правилам общения подростков», «Школа этикета».
Цель воспитательного процесса – формирование нравственной культуры учащихся.
Задачи:
- формирование социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки;
- развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию;
Я являюсь классным руководителем 9 класса. В моем классе 23 ученика. Учитывая современные требования к результату образования, я ищу новые эффективные формы, способы и приёмы работы с детьми.
Из современных концепций воспитания я использую систему воспитания ребёнка как человека культуры и нравственности (автор Е.В.Бондаревская). По мнению Е.В.Бондаревской, человек формируется полностью тогда, когда он проживает в атмосфере культуры, нравственности и сам эту культуру создает в себе и вокруг себя. Воспитание определяется ею как процесс педагогической помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Особый акцент в концепции Е.В.Бондаревская делает на слове "помощь", имея в виду активную позицию самого ребёнка, которому важно предоставить некое «пространство свободы», чтобы он имел право и возможность выбора, будучи субъектом собственной душевной и духовной жизни, ставшей результатом процесса восхождения его к высоким ценностями ориентирам.
Класс и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Вижу смысл профилактической работы (по программе В.Н.Касаткина «Здоровье» (1-11 классы), И.Г.Вахрушева «Путь к успеху») с проблемными семьями в изменении педагогического статуса семьи, характера межличностных отношений и морального психологического климата, устранении главных недостатков в семейном воспитании.
Данная работа ведётся мною по следующим направлениям:
• организация воспитательной деятельности (проведение классных часов и внеклассных тематических мероприятий, посещение учреждений культуры, экскурсий, походов, участие класса в общешкольных мероприятиях, участие класса в районных, городских, региональных мероприятиях);
• взаимодействие с родителями (проведение родительских собраний, всеобучей, тренингов, изучение семей и условий семейного воспитания; пропаганда психолого-педагогических знаний; коррекция семейного воспитания через родительский актив и индивидуальную помощь родителям; обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
• методическая деятельность (участие в школьном методическом объединении, городских семинарах классных руководителей, участие в профессиональных конкурсах).

Очень важным направлением в воспитательной работе считаю современную концепцию самоопределения личности А.Н.Тубельского. Данная концепция предполагает личностное, жизненное, профессиональное самоопределение в условиях школы. Свободу выбора, внутреннюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у школьников в современных условиях развития рыночных отношений. Огромное внимание уделяю проведению целенаправленной профориентационной работы среди гимназистов.
На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берём Законы нашего класса. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – командир класса и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности. Учащиеся класса работают в творческих группах, каждый выполняя в течение недели индивидуальное задание. На следующей неделе задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях. Воспитательная система – единое целое, все направления работы в её рамках связаны воедино. Также это динамичная система, изменяющаяся со временем, поэтому, конечно же, я учитываю возрастные изменения детей, изменения, происходящие в жизни гимназии, общества, класса.
Ребята участвуют в благотворительных мероприятиях «Добрая Казань», стали призёрами конкурса «Классный марафон» 2016, являются ведущими районных и школьных мероприятий, участвуют в концерте ко Дню учителя, ко Дню мам, ко Дню пожилого человека.
Ученики моего класса являются волонтёрами многих спортивных и социальных проектов: бизнес-форум «Перезагрузка», чемпионат страны в сфере IT-технологий Digital Skills, Всероссийский матч звезд КХЛ, «Зеленый фитнес», Всероссийский кросс корпораций и другие. Они являются участниками таких образовательных проектов, как «Фэнсар», «Школьный бизнес», «JADID FEST, «Сэлэт», «Телешко», «Уроки дружбы», «Казанский коворкинг», «Чистые игры» и другие.
Мои воспитанники являются победителями таких конкурсов, как Международный конкурс искусств «АРТ перспектива» (1 место), лауреаты Всероссийского конкурса проектов по ЗОЖ «Здоровая Россия», победители городского конкурса проектов по здоровому образу жизни «Планета жизни» в номинации «Лучший медиапроект», победители городского конкурса «Лучший муниципальный проект среди молодежи» (2 место), победители Республиканского детско-юношеского конкурса генеалогических исследований РТ «Моя Родословная» (1место), победители районного этапа городского конкурса «Татар кызы-2018» (2 место). Победители среди активистов районных детских общественных организаций в номинации «Лучшие из лучших» - Лидер 21 века, победители форума юных граждан «Мы вместе» в номинации «Экологическое воспитание», «Первые шаги в предпринимательстве» (2 место), Победители городского проекта «Лучшая школьная газета – без права на ошибку» (2 место), Победители районного конкурса «Лидер ориентир 2018» в номинации «Творчество и инициатива»
Активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, ежегодно являются участниками забега Казанского полумарафона, Всероссийского «Кросса наций», «Лыжни России» и соревнований, которые проводятся в районе и в гимназии. Ребята посещают спортивные кружки и секции, вместе с родителями организуем походы, посещаем каток.
Наш класс принял участие в реализации таких проектов, как «Шаги к победе», «Георгиевская ленточка», «Мы за здоровый образ жизни», «Хроника летописей», «Музей в чемодане», «Количество свечек зависит от тебя», «Один мир - одна надежда», «Марш парков», «Бессмертный полк» и т.д.
Учащиеся в классе очень активно участвуют в жизни гимназии, занимаются в детской общественной организацией «Лидер» (председателем ДОО «Лидер» является ученица моего класса Назипова Ильзия), дети помогают в различных благотворительных акциях, которые проводятся в гимназии и в районе.
Сотрудничество и благоприятный морально-психологический климат в коллективе способствуют достижению в нашем классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
• высокий уровень успеваемости и качества знаний;
• определение учащимися своего класса как семьи;
• высокий уровень нравственного развития у учащихся таких качеств как уважение к старшим, готовность прийти на помощь, активность и др.
• высокая степень удовлетворенности жизнедеятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.
Я надеюсь, что мои дети будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.