SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

НОД в старшей группе "Конвнеция о правах ребенка"

Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи:
Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.
Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Формировать гражданско-патриотические чувства.
Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
Предварительная работа:
Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
Материал к занятию:
Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
Книги-сказки.
Иллюстрации к сказкам.
Лепестки цветика-семицветика с магнитами.
Магнитные доски
Медальоны цветка на каждого ребенка.
Презентация

Ход НОД
Слайд №1
Воспитатель показывает детям письмо:
- Кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите, – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- От кого же это письмо? Адресовано детям старшей группы обратный адрес «Сказочная страна ». Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
Текст письма
«Здравствуйте, дети! Пишет Вам Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны! Ваша Красная Шапочка».
- Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать заветные лепестки с правами жителей сказочной страны?
Дети: Да
Воспитатель:
- Тогда пора отправляться в сказочную страну, где сбываются все мечты.
Ребенок:
- А как же мы туда попадем?
Воспитатель:
- А вы забыли про наш волшебный зонтик,
- Вот на нем мы и отправимся в путешествие. Вставайте друг к другу плотнее
и скажем заклинание: «Влево, вправо повернись в сказочной стране очутись».
(Воспитатель стоит в центре с большим раскрытым зонтом, дети вокруг плотным кольцом. Звучит музыка, имитирующая звук ветра).
- Вот мы с вами прилетели.
Слайд№2
Ребята, что бы помочь жителям сказочной страны и отыскать лепестки с цветка счастья, на которых написаны их права, нам нужно знать, а какие права имеете вы дети.
Посмотрите на экран
«Если ты еще ребенок
И не вылез из пеленок,
Знай, что ты имеешь много,
Очень много разных прав!

И первое право – это право на жизнь.
Посмотрите, под деревом волшебный сундук, загляну-ка я в него, может он нам подскажет, как найти лепестки?
(Дети садятся)
( Педагог достает из сундука карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещает ее на магнитной доске)
- Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено?

Слайд № 3 Право на имя.
Всех по-разному зовут:
Кот-Мурлыка,
Пес-Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво-Розочка.
Настя, Вика и Данила
Все имеют свое …(имя)

Имя – это социальный знак каждого из нас. Имя позволяет каждому из нас ощущать свою индивидуальность, непохожесть на других.
У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребенка, дату рождения, также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдан такой документ.
Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат медальки в виде цветка, возьмите себе один цветок и напишите в серединке свое имя.
(Дети встают, берут фломастеры и пишут).

Теперь видно, что у каждого из вас есть имя.
Дети садятся.
А вот и первая подсказка.
(Воспитатель достает из сундука цветок синего цвета и читает: «первый лепесток находится под синим кубиком»; ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на магнитную доску).

Вот мы и отыскали вторую подсказку.
(Достает из сундука подсказку (цветок) красного цвета, читает: «второй лепесток находится под красным кубиком»)
Педагог крепит лепесток на магнитную доску.
Воспитатель: ребята, а вы помните сказку «Гуси-лебеди»? Что в сказке произошло? (дети вспоминают кратко содержание сказки).
Слайд № 4
Педагог: Да, конечно, дети имеют право жить с теми, кто о них заботится.

- Вот вы и заработали еще одну подсказку оранжевого цвета.
(Достает из сундука подсказку, читает: «третий лепесток находится на подоконнике).На магнитную доску крепится лепесток оранжевого цвета.
На магнитную доску крепится ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»
- Какое право зашифровано в этом ребусе?
Дети:
- Право на семью.
Слайд№ 5
Ребенок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель:
-Как вы думаете, что такое семья?
Ответы детей.
Семья – это люди, которые любят друг друга., заботятся друг о друге, помогают, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно.
Все семьи разные. Чем же отличается одна семья от другой? (Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, разные профессии и увлечения. Семья может объединять разное количество людей. А чем похожи семьи?
В семье любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали).
- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Без хозяина дом – сирота.
- Ребята, вспомните сказки, в которых нарушается право героев на воспитание в семье?
(Ответы детей: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дикие лебеди»)
Воспитатель:
Следующая подсказка: «Четвертый лепесток находится на подоконнике»
Крепят синий лепесток.
Слайд № 6
Воспитатель: дети имеют право говорить на своем родном языке. Полина разговаривает на русском языке, а Амир и Камиль на татарском.
Слайд № 7
Посмотрите на экран какие все дети разные. И светлые и смуглые, и даже черные. Но все они дружные и веселые.
- Я имею право быть черным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь свое имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всем белом свете
Мы имеем право! Мы - дети!
Слайд № 8

А сейчас отгадайте загадку
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …(врач)

Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом.
- Что это за сказочный персонаж?
Ответ детей.
-Добрый доктор Айболит!
Слайд №9
Педагог. О каком праве расскажет нам эта картинка?
Ответы детей.
Педагог. Дети имеют право на медицинский уход. Если Вы заболеете, кто вам поможет?
Дети. Врач.
Ребенок. Ура! Мы знаем, кто нам поможет. Добрый доктор Айболит.
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок…
Ну а если вдруг у Оли,
Или Коли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
Или насморк одолеет,
Или голова болит,
Приходите, приходите…
Всех излечит, исцелит
(вместе) Добрый доктор Айболит!
Под музыку выходит доктор Айболит. Ему навстречу выходят грустные дети.
Айболит
Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?
Воспитатель:
Да – да – да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Айболит ( подходит к детям раздает витаминки)
- Лечитесь на здоровье! Да, ребята, вы вправе требовать, чтобы я вас вылечил. Но что же обязаны делать вы, чтобы сохранять свое здоровье?
- Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам-
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Воспитатель. Если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни. А что для этого нужно?
Дети: Необходимо одеваться по погоде, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
А вот и новая подсказка «Пятый лепесток находится на парте».
Слайд №10
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
Слайд №11
Воспитатель: дети имеют право на бесплатное образование.
Как вы думаете, ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы)
В какое время года начинают учиться? (ответы)
Как называют детей , которые ходят в школу? (ответы)
Как называются книги, по которым учатся дети? (ответы)
А какие вы знаете пословицы, связанные с учением? (ответы)
Век живи - век учись.
Учение свет - неученее тьма.
Учиться - всегда пригодится.
Дети, давайте вспомним, по какой причине Буратино попадал в неприятные истории? (ответы)
Правильно, он не хотел учиться и считал себя самым умным.
Молодцы! Вы справились с заданием.
А вот и новая подсказка. Лепесток находится в конверте.
Дети прикрепляют лепесток на магнитную доску.
Слайд: №12
Воспитатель:
Мама работала.
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …(отдых)
Слайд №13
- Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?
Дети: Да.
(Танец детей под музыку Марина Мельник «Здравствуй, друг»).
Воспитатель:
Хорошо отдохнули? А я хочу вам рассказать еще об одном праве.
Слайд № 14
Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому обращению.
Вспомните, пожалуйста, в каких сказках было нарушено это право.
Дети: «Красная шапочка», «Три поросенка», «Гадкий утенок», «Волк и семеро козлят», «Теремок».
Воспитатель: И с этим заданием вы справились.
А вот и последняя подсказка «Лепесток фиолетового цвета находится у воспитателей вашей группы.
-Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья. Теперь в сказочной стране снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте.
Ребята, обратите внимания, у вас на груди висят такие же точно цветочки. Сколько в них лепестков?
Дети: 7
- Значит, у вас тоже есть ваш цветик-семицветик, как у девочки Жени из сказки, который может исполнить ваши желания, главное, чтобы эти желания были растрачены не впустую.
Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе?
Дети:- В конвенции о правах ребенка.
Воспитатель показывает книгу.
-Для чего же нужны вам эти права?
Ответы детей.
(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок…)
Имея права нельзя забывать и об обязанностях. Какие обязанности вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Знать права детей хотите
Дети: В детский сад к нам приходите»
Слайд № 15
Красная Шапочка благодарит детей за помощь, угощает пирожками, дети возвращаются в детский сад с помощью зонта.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? А что больше всего запомнилось? В какое путешествие вы бы хотели отправиться в следующий раз?
Наше путешествие закончилось всем спасибо