Педагогическая находка
ПРОЕКТ
«Книгоиздательство»
Классификация проекта: по срокам реализации проект долгосрочный, по тематике – творческий, по количеству участников – групповой.
Продолжительность проекта: 1 год
Состав проектной группы: дети, их родители, воспитатели
Автор проекта: Масакова И.В.
Возраст участников: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Цель проекта: формировать у детей познавательный интерес к книге посредством книгоиздательства
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с понятием «типография», с особенностями работы в типографии.
2. Через экспериментирование и практическую деятельность формировать у детей представление о свойствах и разновидностях бумаги.
3. Познакомить детей с технологией изготовления бумаги и историей ее возникновения, а также с историей возникновения письменности.
4. Обогатить словарь новыми словами: типография, литера, штемпельная подушка, переплет и др.
5. Формировать у детей интерес к изучению грамоты.
6. Развивать познавательно-речевые способности, творческие способности, мелкую моторику рук.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
Образовательные области:
Данный проект затрагивает следующие образовательные области:
• познавательное развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Актуальность проблемы
Наш детский сад работает в рамках экспериментальной программы Семьеведение. Мы активно сотрудничаем, взаимодействуем с семьями наших воспитанников. Родители становятся полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса. Реализуя один из проектов в рамках данной программы – «Семейные традиции», я столкнулась с тем, что традиция семейного чтения ушла в прошлое. В моей группе не было ни одной семьи, в которой были приняты чтения вслух для всех членов семьи.
Почему я считаю эту проблему столь важной? Данная традиция объединяет всех членов семьи, восполняет дефицит внимания. Укрепляются семейные узы. Люди учатся слушать друг друга, понимать, становятся ближе.
Кроме того, книга – это источник знаний. Здорово, если человек читает сам, но еще лучше, если он этими знаниями делится. А ведь не только ребенок может познать что-то новое из чтения родителей. Зачастую мы сами из детских книг или энциклопедий узнаем новое или вспоминаем забытое старое.
Традиция семейного чтения как общепринятая во всех семьях уже давно ушла в прошлое. Как проводят вечера современные семьи? Мама на кухне, папа за компьютером, дети с гаджетами.
Не подумайте: я не имею ничего против электронных носителей информации. Современный мир диктует нам такие условия, при которых это необходимо. Но мне грустно оттого, что книга как традиция уходит в прошлое, что в прошлое уходит традиция создавать семейную библиотеку и читать всей семьей.
Как вернуть эту традицию? Прежде всего, нужно вернуть интерес к книге. В детских садах мы читаем детям художественную литературу, показываем иллюстрации, проводим познавательные беседы о книгах. К сожалению, эффективность данного метода не очень высока. Все, что знают дети о книге – это информация, которая в ней заключена. А я считаю, что нужно формировать у детей познавательный интерес к самой книге как предмету. Здесь мне на помощь приходит разработанный мной проект «Книгоиздательство». В чем его особенность? В том, что дети учатся самостоятельно добывать информацию о книге как предмете: какие бывают книги, как они появилась, из чего и как их делают, и многое другое. Дети учатся эту информацию обобщать и систематизировать. Дети знакомятся со штампами, они учатся печатать. При этом развивается мелкая моторика, внимание, мышление, способность ориентироваться на листе, а также формируется интерес к изучению грамоты.
Этапы проведения проекта
I. Подготовительный этап: изучение методической литературы; составление перспективного плана; подготовка материала для создания книг; подбор художественной литературы для детей, дидактических игр, наглядных пособий; составление плана работы с родителями
II. Основной этап (непосредственное осуществление проектной деятельности)
Работа с детьми
Коммуникативная деятельность:
Познавательные беседы: «Зачем нужны книги», «Почему мы любим книги», «Немного об истории возникновения книг», «Из чего делают книги», «Технология изготовления бумаги», «На чем писали раньше », «История возникновения письменности», «Где создают книги», «Какие бывают книги», «Книжные профессии».
Игровая деятельность:
Сюжетно ролевые игры: «Книжный магазин», «Библиотека», «Типография».
Дидактические игры: "Собери книгу по порядку", "Вылечи книгу", "Подбери иллюстрацию", "Подбери обложку", "Назови книгу", "Найди лишнюю страницу", "Потерявшиеся буквы", и др.
Игры - занятия: «Путешествие в мир книги», «Человек и книга», «Книги из дерева»
Восприятие художественной литературы: С. Михалков «Как бы жили мы без книг», «Мы дружны с печатным словом», З. Бычков «Праздник книжки», Н. Пикулаева «Читайте, дети» и др.
Познавательно-исследовательская деятельность: «Свойства бумаги», «Какая бывает бумага», «Что такое чернила?», «На чем удобнее печатать» и др.
Продуктивная деятельность:
1. Создание книг – шнуровок в рамках акции «Подарим книгу малышам»: «Времена года», «Части суток», «Последовательность одевания», «Режим дня», «От семени к плоду», «ОБЖ в быту: полезные и вредные советы», «Заповеди ЗОЖ для детей» и др.
2. Создание книг с использованием типографии:
«Колобок», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка» - в рамках акции «Подарим книгу малышам».
«Осень – щедрая пора», «Подарки волшебницы Зимы», «Защитники нашей Родины», «Красавица Весна», «Мамин день» и др. (печатание пропущенных букв, слов сначала по образцу, затем по мере возможности без; рисовывание/раскрашивание иллюстраций, нумерование страниц с помощью штампов цифр, создание обложки).
Самообслуживание и элементарный бытовой труд: починка книг, протирание пыли на книжных полках и с книг.
Работа с родителями:
Консультации "Книга – источник не только знания, но и познания", "Дети – наше зеркало", "Как сделать книгу своими руками".
Привлечение родителей к продуктивной деятельности: создание книг «Тайны леса», «Тайны моря», «Тайны пустыни».
Участие в совместных акциях «Соберем макулатуру – спасем лес», «Подарим книги малышам», «Создание библиотеки в детском саду», «Посади свое дерево».
Привлечение родителей к совместной воспитательно-образовательной работе: приглашение на «Семейное чтение» в дни семьи.
Работа с педагогами: обмен опытом по итогам проектной деятельности, привлечение к совместным акциям «Соберем макулатуру – спасем лес», «Подарим книги малышам», «Создание библиотеки в детском саду», «Посади свое дерево».
III. Заключительный этап: обобщение и оформление полученных результатов, выступление на педсовете с презентацией проекта.
Результаты проекта
Для детей: сформируется познавательный интерес к книгам, бережное отношение и любовь к ним; дети станут более самостоятельными, инициативными, любознательными.
Для родителей: укрепятся семейные узы, возродятся давние семейные традиции; укрепятся партнерские отношения с коллективом детского сада.
Для педагогов: профессиональный рост; создание в детском саду библиотеки, создание типографии в условиях детского сада.
- Масакова Ирина Владимировна's блог
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии