SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы

123

Я, Масакова Ирина Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 43 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани. Имею высшее педагогическое образование. В 2010г. окончила Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского с присвоением квалификации биолог, учитель биологии. В 2016г. прошла профессиональную переподготовку в НОУ ДПО «БИППиПК» филиал г. Саратов. Имею первую квалификационную категорию.
Учась в школе, я привыкла получать готовую информацию, давать на конкретный вопрос единственный правильный ответ. Поступив на биологический факультет, я столкнулась с тем, что информацию нам, студентам, нужно добывать самостоятельно, и что на один и тот же вопрос ответов может быть несколько, и все они будут верны. Поначалу это сбивало с толка, но постепенно мы привыкли, и данный способ преподавания показал себя очень эффективным. Об этом свидетельствует то, что школу я закончила без троек, но и без медали, а университет покидала с красным дипломом в руках.
Придя работать воспитателем в детский сад, я задумалась: что, если уже в дошкольном возрасте развивать у детей желание самостоятельно добывать знания, анализировать и систематизировать их? Я занялась изучением развития познавательного интереса детей. В методической литературе описаны многие методы и приемы для этого. Один из них – метод проектов. Он зародился еще в начале 20 века. Основоположниками данного метода считают американских педагогов-психологов Джона Дьюи и Уильяма Килпатрика. Примерно в тоже время в 1905г. наш отечественный педагог-экспериментатор Станислав Теофилович Шацкий пытался активно использовать метод проектов в практике преподавания, но в 1931г. метод был осужден и до недавнего времени в России не применялся. И только в конце 20 века к нему вновь обратились такие деятели как Эльконин, Давыдов, Петерсон.
Впервые мысль заняться проектной деятельностью пришла ко мне в начале второго года моей работы в детском саду. Опрос детей средней группы в рамках тематической недели «Овощи, фрукты» показал, что знания, полученные ими в прошлом году, были поверхностными и усвоились недостаточно. Я решила разработать и реализовать долгосрочный проект «Огородники». В рамках данного проекта дети сами с помощью наблюдений, зарисовываний, экспериментов и продуктивной деятельности по созданию огорода добывали знания. Более того, в проект были вовлечены родители, благодаря чему укрепились наши с ними партнерские отношения, а также семейные узы. Диагностика уровня познавательных способностей по итогам проекта подтвердила правильность выбора данного метода.
С тех пор я работаю над методической темой: «Проектная деятельность как способ развития познавательного интереса детей». Целью моей работы является развитие познавательного интереса детей через проектную деятельность. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Развитие познавательных способностей детей;
2. Развитие коммуникативных навыков;
3. Развитие предпосылок творческого мышления;
4. Воспитание внимательности друг к другу, умения руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами;
5. Формирование предпосылок к учебной деятельности;
6. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Данные задачи я решаю при помощи форм и методов, различных в зависимости от возрастной группы и типа проекта.
В процессе любой проектной деятельности должны соблюдаться принципы, которые полностью соответствует требованиям стандарта, а также моим убеждениям как сторонника личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей:
1. Учет интересов ребенка;
2. Деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
3. Тематика из близкого окружения и адекватна возрасту;
4. Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
5. Совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.

Вовлечение родителей в проектную деятельность является обязательным условием успешной реализации проекта. Работая в рамках экспериментальной программы Семьеведение, мной были разработаны и реализованы совместно с детьми и родителями несколько проектов, вошедших в эту программу.

За три года работы в моей практике были самые различные проекты: «Волшебный клубок», «Веселая пуговка» (краткосрочные); «Интересное рядом», «Мои любимые бабушки и дедушки», «Традиции моей семьи» (средней продолжительности), «Огородники», «В здоровом теле здоровый дух», «Юные экологи» (долгосрочные).
Диагностику данной работы я виду по трем взаимосвязанным направлениям: уровень развития познавательных способностей, коммуникативных навыков и умений, а также предпосылок творческого мышления. Я могу с уверенностью сказать о том, что дети в ходе проектной деятельности становятся более внимательными, любознательными, они лучше воспринимают и запоминают информацию. У них развивается воображение. Дети учатся видеть и использовать обычные предметы необычным образом. И, разумеется, они учатся говорить друг с другом, с родителями, педагогами. Они учатся рассказывать о том, что хотят сделать, каким образом и для чего, делиться своими достижениями.
Метод проектов не нов, но на сегодняшний день он остается самым эффективным способом активизации познавательного интереса, поскольку позволяет включить детей в самостоятельное добывание знаний. Но и в рамках данного метода я ищу и реализую новинки. Моим последним достижением стал долгосрочный проект «Книгоиздательство», направленный на формирование у детей познавательного интереса к книге. Я считаю эту проблему очень актуальной, поскольку в современном мире книга как традиция уходит в прошлое. А ведь книга – это не только источник знания, но и познания. Проект «Книгоиздательство» знакомит детей с историей возникновения книг, с процессом их изготовления, а также с истоками возникновения письменности, с процессом изготовления бумаги, ее свойствами и разновидностями. Дети учатся работать с детской типографией. Они сами печатают тексты. Этот процесс направлен на развитие многих способностей: от мелкой моторики рук до умения ориентироваться на листе. Печатание носит постепенный характер: дети, не знающие грамоты, впечатывают пропущенные буквы или слова по шаблону, т.е. идет игра с буквами. При этот формируется интерес к изучению грамоты. Читающие дети печатают без шаблонов: сначала пропущенные буквы, затем слова, а в конце и предложения. «Книгоиздательство» предусматривает участие в данном проекте и особенных детей. Для них создаются при этом особые условия. Данные дети работают над книгоиздательством вместе со всеми детьми, не отрываясь от коллектива, что создает для них атмосферу успешности.
Сейчас проект «Книгоиздательство» находится на начальном этапе. Конечным результатом данного проекта будет создание типографии в условиях детского сада.
Мое профессионального портфолио
Являюсь активным участником конкурсного движения:
В 2015г.участвовала в конкурсе областного отделения общественной организации "Педагогическое общество России" на лучшую методическую разработку
Являюсь призером (3 место) всероссийского педагогического конкурса от общественной организации "Педагогическое общество России" в номинации "Лучший конспект занятия (НОД)
В 2016г. победила в районном этапе профессионального конкурса "Воспитатель года - 2016" г. Саратов; заняла призовое 3 место в городском конкурсе "Воспитатель года - 2016" г. Саратов
Заняла 2 место во всероссийском конкурсе педагогического мастерства в номинации "Открытый урок" с конспектом НОД "Путешествие в школу фиксиков (ознакомление со свойствами магнита)"
Имею сертификат участника II всероссийского конкурса "Воспитатели России" в номинации «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»
В 2017г. стала победителем (диплом 1 место) районного этапа городского конкурса профессионального мастерства «Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения-2018»
Распространяю опыт работы на семинарах, конференциях различного уровня:
В 2015г. выступала и принимала активное участие в работе региональной конференции "Социализация воспитанников ДОО в контексте ФГОС ДО"
В 2016г. выступала на районном семинаре для воспитателей "Исследовательская деятельность в ДОУ" с открытой ОД "Путешествие в соляную пещеру"
В 2017г. выступала на республиканском семинаре - практикуме для воспитателей, работающих по программе "Семьеведение" с совместной с родителями проектной ОД "Семья и здоровый образ жизни"
Выступала на районном методическом объединении по социально-коммуникативному развитию дошкольников с отчетом о проектной деятельности в средней группе по гендерному воспитанию дошкольников "Мои любимые бабушки и дедушки".
Имею две публикации на сайте "Педагогическое общество России" в рублике "Опытом делюсь с коллегами" (2016г)

Прикрепленный файлРазмер
рядом.pdf266.95 кб
экологи.pdf198.33 кб
1 В здоровом теле.docx23.39 кб
Огородники.docx18.1 кб