SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы учителя истории и обществознания МБОУ «Гимназия №4» Кировского района города Казани Кадымовой Риммы Ришатовны

_КРР (1)

Учитель, будь солнцем, излучай человеческое тепло,будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах.
I. Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время средствами музейной педагогики»
Развитие интереса к познанию, воспитание патриотизма через историю родного края является важным компонентом в школьном историческом образовании. На сегодняшний день, перед учителями истории и обществознания стоит задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших учеников, но также важно уметь правильно осуществлять их развитие. Модернизация российского образования, концепция профильного образования вызвали необходимость введения новых стандартов, программ и учебников. Образование направлено на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода.
Я работаю в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия №4» Кировского района города Казани. В гимназии с 2016 года реализуется инновационный проект «Формирование «Я — концепции» средствами музейной педагогики». Имея на базе гимназии 4 музея и интегрируясь в возможности культурно-образовательной среды города, виртуально и музеи республики, страны, мира мы, администрация гимназии и педагогический коллектив считаем, что эти ресурсы можно использовать не только в качестве культурного, но и образовательного пространства.
ФГОС предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Одним из эффективных механизмов реализации программы воспитания патриотизма рассматривается музейная педагогика. Понятие «музейная педагогика» зародилось в XIX- начале XX вв., оно по-разному трактовалось исследователями и трансформировалось под воздействием представлений о роли музея в процессе обучения и воспитания. В современной теории и практике обучения выявлена роль музейной педагогики, как научной дисциплины на стыке музееведения, педагогики и психологии. На данный момент, музейная педагогика рассматривается также как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология.
Основным направлением моей педагогической деятельности является работа по воспитанию гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды согласно контексту приоритетов ФГОС.
В педагогической деятельности ставлю для себя ряд задач:
• Раскрыть и реализовать личностный потенциал учащегося;
• Разработка и применение в образовательном пространстве инновационных технологий, информационных ресурсов;
• Стимулировать у учащихся интерес к предмету, изучению истории родного края;
• Максимально активизировать уже проявленные способности учеников и их познавательный интерес;
• Направлять процесс развития способностей учащихся.
Приоритетной целью своей педагогической деятельности считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно анализировать причинно-следственную связь исторических событий. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а наставником, который дает правильное направление для постановки цели и выявлению задач, организации самостоятельной работы учащихся.
II. План работы над методической темой
Сроки Основной вид деятельности Риски Ожидаемые результаты
1.Подготовительный этап 2015-2016 уч.год (август- октябрь) Изучение нормативных документов: концепции исторического образования, ФГОС НОО (предмет история) _ План работы над методической темой
2. Диагностический этап 2015-2016 уч.год (ноябрь, декабрь) 1. Мониторинг исторического образования (качество знаний);
2. Участие в исторических играх, конкурсах, олимпиадах Низкие показатели Наличие диагностического материала для дальнейшей работы
3. Основной этап 2015- 2016, 2016- 2017, 2018- 2019 уч.года Реализация программы:
• Курсы повышения квалификации;
• Участие в апробации Интернет – ресурсов виртуального;
• Участие в работе инновационного проекта гимназии «Формирование «Я — концепции» средствами музейной педагогики»;
• Разработка авторской программы;
• Участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах по истории и краеведению Низкая актив-ность учащихся - Повышение качества знаний по предмету;
- Участие в конкурсах конференциях, играх;
- Выполнение проектов и мастер-классов учащимися;
- Составление и демонстрация виртуальных экскурсий по музеям гимназии.

4. Заключение
2019-2020 уч.год Диссеминация педагогического опыта:
• Участие в семинарах различного уровня;
• Тьюторское сопровождение молодых педагогов; • Печатные статьи.
- - Печатная продукция;
- Составление коллекции презентаций, видеоуроков;
- Разработка мониторинга.
5. Мониторинг (апрель, май 2018 г.) Участие в конференциях, семинарах, проведение экскурсий. - Результаты мониторинга

III. Средства и технологии.
Достичь повышения мотивационного потенциала и высокого качества образования учащихся, наиболее эффективного использования учебного времени, создать атмосферу взаимопонимания и доброжелательности в коллективе, ситуации успеха для каждого ученика мне помогает использование современных образовательных технологий.
Модернизация образования требует от учителя освоения и внедрения инновационных технологий, которые в полной мере учитывают возрастные особенности школьников, их потребности, повышают ответственность за результаты обучения.
В своей работе я использую следующие методы работы:
• исследовательский;
• частично-поисковый;
• проблемный;
• проектный.
Формы учебных занятий группируются по признакам использования технологии синтеза и многократности совершаемого действия:
 классно-урочная (работа в парах, в малых группах);
 разноуровневые задания, творческие задания;
 консультирование по возникшей проблеме;
 экскурсионные и лекционные циклы;
 спектакль;
 дискуссия;
 игры.
Эти методы и формы дают возможность учащимся выбрать подходящие им формы и виды творческой деятельности в процессе изучения предмета и приобщения к музейной культуре.
В историко-краеведческом зале экспонируются оригинальные работы гимназистов и педагогов по декоративно-прикладному искусству, рукоделию, показывающие знание национальной самобытности ремесел. Также в музеи им.Б.Шульгина ведутся уроки, которые посвящаются самым разным вопросам. Здесь шире формируется у детей миропонимание, четкое понимание того, что такое Добро и Зло, Прекрасное и Безобразное, Патриотизм и Предательство, Возвышенное и Низкое.
Театрализованные уроки способствуют лучшему усвоению национальных обрядов и праздников, обычаев и традиций, эффективному восприятию основ народной педагогики и художественных произведений местных поэтов, писателей и художников.

Одно из направлений работы школы, которое позволяет комплексно решать задачи, поставленные новым образовательным стандартом, - это деятельность школьного музея. Музей обладает практически неограниченным потенциалом образовательного и воспитательного воздействия на ребенка. Занятия с учащимися в школьном музее предоставляют детям возможность глубже уяснить понимание того, что история – это история людей, и корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
В моей педагогической деятельности наступил момент, когда мне стало очевидно, что одних уроков для формирования у учеников нравственных качеств патриота, гражданина явно недостаточно. Пришли дети с другим миропониманием, с другим мироощущением.
Как объяснить им то, что мне кажется естественным и простым? Как не дать прерваться памяти поколений?
Я пришла к выводу, что осуществить это можно педагогу с позицией наставника. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
IV. Диссеминация научно-педагогического опыта
На мой взгляд, распространение своего личного опыта и своей методической системы крайне важно не только для развития системы преподавания, но и для самого педагога. Именно открытый профессиональный диалог способствует переосмыслению своей деятельности и своих методов, усовершенствованию учительского мастерства.
В ходе работы над инновационным проектом гимназии «Формирование «Я — концепции» средствами музейной педагогики» мною была написана авторская программа на тему «Формирование гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды». Актуальность и перспективность темы данной программы в образовательном пространстве гимназии была обусловлена значительными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования в целом и современными требованиями к школьному обучению.
В основе данной программы рассматривается методика организации музейных занятий в учебном процессе по истории и в реализации культурно-образовательных программ, рассматриваются виды музейных занятий, выделены особенности, которые необходимо учитывать при их проведении.
В методике проведения музейных занятий выделяют различные формы и виды: экскурсия, спектакль, концерт, мастер-класс. Формы занятий группируются по признакам использования технологии синтеза и многократности совершаемого действия: экскурсионные и лекционные циклы, кружок, студия, курсы, фестиваль, музейный праздник, музейная акция клуб, вечера.
Необходимость обновления методов и форм образовательного процесса привела к активному внедрению средств музейной педагогики в школу. На мой взгляд, именно музей помогает решать многие проблемы в воспитании и обучении детей и их мотивации.
Необходимость обновления методов и форм образовательного процесса привела к активному внедрению средств музейной педагогики в школу. На мой взгляд, именно музей помогает решать многие проблемы в воспитании и обучении детей.
Мне представляется самой главной задачей музейной педагогики – сохранение памяти и традиций наших предков. Хочется заострить ваше внимание лишь на одной из составляющих технологии музейной педагогики – формах работы.
Существуют разные классификации форм музейной деятельности. Каждую из них я активно использую в своей педагогической деятельности с учащимися.
1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейный урок, музейное занятие);
2)формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, бал, мастер-класс, виртуальный музей).
Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии (автогид, аудиогид). Музейные занятия можно приравнивать по значению со школьным уроком, при условии содержания соответствующего тематике материала.
К нетрадиционным моделям проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
• интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
• уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
• уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация.
Как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность учащихся в процессе приобщения к культуре своего народа?
Ответ очевиден – привлечь ребят к поиску экспонатов, проведению экскурсий, сбору материала, а также к созданию экспозиций.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы совета и актива музея, коллектива педагогов и учащихся. Мы знаем о том, что воспитание и обучение более эффективно через совместную деятельность взрослых и детей, детей разного возраста друг с другом. Поэтому, организуя занятия с учащимися в школьном музее, мы отдаем предпочтение таким формам работы, при которых ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.
Особенно эффективна в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, а именно создание музейных экспозиций. Учащиеся с большим энтузиазмом занимаются составлением различного рода экспозиции.
В музеях гимназии можно наблюдать несколько форм экспозиций, ландшафтная, ансамблевая и тематическая. Каждая из которых была составлена и оформлена с участием учащихся.
Ландшафтный метод- муляжи, фотографии, лепка, т.е. ландшафтный метод – это прародитель панорамы и диорамы, как мы их сейчас называем.

Музей-комплекс им. Б.Шульгина
Ансамблевый метод - сложный в условиях школьного музея. Огромное значение уделяется пространственному решению. Большие экспозиционные пространства, применяются подиумы - для открытого экспонирования больших предметов, рамные конструкции. Например, личная мебель композитора С.Садыковой представленная в музее гимназии виде фортепиано, дивана и столового стола. Такие экспозиции создаются в творческом союзе с художниками, архитекторами, дизайнерами и инженерами. Исходными документами являются проект и художественная концепция экспозиции.

Музей С.Садыковой
Тематический метод - в него входят архивные и фотографические материалы, документы, экспонаты по заданным темам.
Тематическая экспозиция - это экспозиция, где посредством музейных экспонатов мы раскрываем тему, проблему, создавая определенный образ какого-либо события или явления.
на

Музей- комплекс Р.Хариса
Данная программа включает программы внеурочной деятельности, интегрированные программы «музейных уроков», которые разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся. Каждая программа предусматривает изготовление какой-либо музейной продукции, так же с учетом уровня образовательной ступени учащихся. Например, в начальном звене предусматривается изготовление памяток, проведение и просмотр киносеансов и т.д. в среднем звене составление программ экскурсий по музеям гимназии, моделирование ситуации, интернет занятия и т.д., в старшем звене: составление экспозиции, репортажа, написание эссе, литературные вечера и т.д.
Коллектив учителей гимназии под моим руководством была написана программа тематических уроков проводимых в музее. Каждый учитель предметник предоставил разработки музейных уроков по своему предмету. Учителя литературы, биологии, географии дают уроки по отдельным темам непосредственно у музейных стендов. Часто проводятся диспуты, беседы и лекции.
С целью передачи своего педагогического опыта и научного взгляда на ряд задач, достаточно актуальных на сегодняшний день. Я активно публикую статьи на страницах научно-популярных журналов страны и республики. Являюсь автором коллективной монографии и авторских программ.

Понимаю, что нельзя стоять на месте, XXI век не знает усталости, стараюсь принимать активное участие во всех сферах школьной жизни. С целью расширения своих возможностей общаться с коллегами, обобщить накопленный опыт и для совершенствования навыков работы с компьютером создала свой сайт. https://sites.google.com/view/rimmakadymova4g
() Поэтапная система обучения истории, основанная на использовании современных педагогических технологий, создание благоприятного микроклимата для развития творческой личности, хорошая материальная база и полный комплекс программного обеспечения способствуют достижению хороших результатов в обучении учащихся, устойчивому интересу к предмету, высокой активности и творческому подходу к выполнению практических работ, а также успешному самоопределению выпускников, которые не забывают свою школу и учителя.
Стоит отметить, что состою и активно принимаю участие в деятельности различных интернет сообществ для учителей истории и обществознания. Размещаю разработки уроков, методические рекомендации, рабочии программы в сети интернет. Так же ежегодно выступаю на собраниях районного методического объединения для учителей истории и обществознания.

Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия.
№ Тема, класс Уровень Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие Дата
1 Государство на берегах Нила, 5 класс Район Участие в конкурсе 09.10.16
2 Распространение Реформации в Европе, 7 класс Образовательное учреждение Урок в рамках недели истории в «Гимназии №4". 16.11.16
3 Деньги и их функции, 10 класс Город В рамках программы повышения квалификации 05.12.16
4 Религия и боги Древних египтян Образовательное учреждение Видео урок для сайта 12.10.17
5 Древнегреческие государства: Крит и Микены Район Участие в конкурсе «Учитель года — 2018» 04.12.17

Выступление на семинарах и конференциях
№ Тема выступления Уровень Название мероприятия, место проведения Дата
1 "Освоение инновационных компетенции на уроках истории и обществознания во внеурочной деятельности» Республика Республиканский семинар учителей русской филологии , истории и обществознания, МБОУ «Лицей №145» г. Казани 18.10.17
2 Просветительская деятельность Г.Баруди Россия Всероссийская научно-практическая конференция «Галимджан Баруди — педагог, муфтий, издатель и общественный деятель» 20.11.17
3 Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании Республика Районный семинар для руководителей,
МБОУ «Гимназия №4» 05.12.17
4 Историческая деятельность и наследие Ш.Марджани. Республика Круглый стол «Шигабутдин Марджани и его наследие», Институт истории им.Ш.Марджани АН РТ 16.01.18
5 Применение технологии музейной педагогики на уроках истории Республика Научная конференция «Этнокультурная и региональная составляющая учебного предмета «История» в контексте Историко-культурного стандарта»». 23.03.17

V. Карта результативности работы над методической темой.
Обучение истории и обществознания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №4» имеет системный подход. Включающий в себя базовое обучение с 5 по 11 класс, с качестве дополнительного обучения во внеурочной деятельности учащиеся занимаются в историческом кружке гимназии - «Тарихка сэяхэт». Важными показателями учебной деятельности являются успеваемость и качество обучения. Привожу динамику качества знаний 5-9 классов за последние 3 года.

Динамика успеваемости и качества знаний.

Высокое качество обучения позволяет учащимся сдавать экзамены по выбору на стабильно высокие отметки.
Я мотивирую учащихся заниматься изучением истории вне уроков, создавать проекты и участвовать в предметных олимпиадах. Предметные олимпиады раскрывают самых одаренных детей. Основными целями и задачами олимпиады являются пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности, развитие других форм работы со школьниками, создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации. За последние годы увеличилось количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах муниципального, республиканского, всероссийского уровней, повысилось качество творческих работ по истории и обществознанию.
Стоит отметить, что в 2016-2017 учебном году ученица 11 класса гимназии Салахутдинова Камила стала призером всероссийской олимпиады по истории проводимой в г. Архангельск. Камилла удачно сдала экзамен в формате ЕГЭ, набрав 97 баллов соответственно.

Доля выпускников, выбравших историю и обществознания
ОГЭ
год количество выпускников история обществознание
всего сдавали доля всего сдавали доля
2014/2015 38 - - - -
2015/2016 26 5 19,2% 18 69,2%
2016/2017 31 4 12,9% 23 74,2%

% сдававших экзамены

ЕГЭ
год количество выпускников история обществознание
всего сдавали доля всего сдавали доля
2014/2015 25 2 8% 16 64%
2015/2016 21 1 4,7% 7 33,3%
2016/2017 16 1 6,3% 6 37,5%

%

Результаты ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознания
год ОГЭ (средняя оценка) ЕГЭ (средний балл)
история обществознание история обществознание
2014/2015 - - 66,5 54
2015/2016 3,6 3,2 57 44,8
2016/2017 3,5 3,55 91 51,9

Качество и успеваемость по истории и обществознания
год история обществознание
успеваемость качество успеваемость качество
2014/2015 100% 80,8% 100% 77,4%
2015/2016 100% 73,6% 100% 72,4%
2016/2017 100% 80,5% 100% 81,4%

Олимпиады
год история история Татарстана и татарского народа
уровень результат уровень результат
2014/2015 - - - -
2015/2016
городской призер городской призер
Межрегиональная олимпиада КФУ победитель
Всероссийская
олимпиада школьников «Воробьевы горы» победитель

2016/2017 муниципальный призер муниципальный призер
региональный победитель республиканский призер
всероссийский призер

НПК
год история
уровень результат
2014/2015 - -
2015/2016 городской диплом 3 степени
2016/2017 - -

VI. Внеурочная деятельность
Продолжением моих уроков является внеклассная и внешкольная воспитательная работа, которая содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности.
Моя воспитательная деятельность как педагога реализуется в следующих направлениях:
• в процессе обучения;
• во внеклассной образовательной сфере;
• во внеурочной деятельности.
В 2016 году мною была написана авторская программа по внеурочной деятельности учащихся гимназии в рамках музейной педагогике. Выбор тематики программы обусловлен миссией, целями и задачами гимназии по формированию общей культуры личности обучающихся на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечения повышенного уровня гуманитарного образования. Программа внеурочной деятельности образования по музейной педагогике “Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» рассчитана на учащихся 5-7 х классов. Время освоения программы: 68 часа в течение учебного года. Данная программа учитывает возможность создания не только реального, но и виртуального музея, с использованием ресурсов Интренет и знаний полученных на уроках истории и информатики.

С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей семьи, нации, Родины. Работа школьного музея помогает формировать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, воспитывать патриотизм. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Гражданское воспитание школьников необходимо для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности народа, национальной культуры, земли. Актуальность тематики рабочей программы по внеурочной деятельности заключается в важности сохранения исторического наследия, вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей подрастающего поколения.
В МБОУ «Гимназия №4» с татарским языком обучения Кировского района г.Казани функционируют 4 музея: музей С.Садыковой, музей Р.Хариса, музей Г.Тукая, музей ВОВ им.Б.В.Шульгина. В музеях гимназии обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры родного края, различных предметов и документов. Данная рабочая программа связана не только с работой школьного музея. В рамках ФГОС общего образования становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей. Распространение среди педагогов понимания значимости музея как института образования, их ознакомление с различными технологиями посещения музеев, создание условий внедрения технологий музейной деятельности в урочную и предметную деятельность учителей.
Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
Специфика гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности учащихся. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданско-патриотическое воспитание школьников по средствам музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.
Непрерывность моего профессионального развития
В педагогической деятельности важно идти в ногу со временем. Нужно повышать свою квалификацию и мастерство в разных сферах и на разных уровнях, начиная от муниципального, заканчивая международным. Поэтому систематически повышаю профессиональную компетенцию: на курсах повышения квалификации, тренингах, участвую в деятельности муниципального методического объединения учителей истории и обществознания, организую и провожу теоретические и практические занятия на муниципальных, республиканских, региональных семинарах.

Повышение квалификации за последние 3 года
Год Кол-во часов Курсы
2015 108 Курсы по дополнительной профессиональной программе: «Семьеведение», ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», г. Казань
2016 72 Курсы по дополнительной профессиональной программе: «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающимся», КФУ г. Казань
2017 16 Курсы повышения квалификации: "Формирование предметных компетенции при подготовке учащихся к олимпиадам по истории и обществознанию (региональный и всероссийский уровень)», ПМЦПКиППРО КФУ, г. Казань

Прикрепленный файлРазмер
Кадымовой.doc406 кб