SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы педагога-организатора Лицея №159 Габдулбаровой Лилии Ильдусовны

 пионерия 001  письмо Габдулбарова 001  поколений 001  001

Я, Габдулбарова Лилия Ильдусовна, педагог-организатор Лицея №159. Моя педагогическая деятельность в лицее началась в 2016 году. Мой опыт работы не велик, но несмотря на это,думаю Вам будет интересно. Пишите комментарии и задавайте вопросы, с удовольствием на них отвечу.
Развитие творческой личности человека, культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Мои наблюдения показали, что у современного ребенка ослабло стремление к творческому проявлению. Я для себя выявила следующие проблемы:
- телевизор, компьютерные игры, которые окружают детей дома, дети ограничены в основном только развлекательной средой, лишь немногие родители создают дома все условия для развития творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- наряду с возрастающим количеством публикаций, журналов, книг, наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей;
- наряду с повышенным вниманием общественности к воспитанию творческой личности современного человека, отсутствует среда, которая развивала бы ребенка творчески.
Сегодня, все также, остро стоит вопрос о падении интереса подрастающего поколения к вопросам культуры, к духовному наследию. Искусству в своей жизни ребята часто отводят второстепенную, подчинённую роль. Способствовать изменению сложившейся ситуации могут предметы гуманитарного цикла и, прежде всего, детские общественные организации.
Развитие современного общества настолько стремительно, что дети обращают внимание на окружающую их среду, реагируя на отношения общества эмоционально. Проявляя свои яркие эмоции в мероприятиях, дети получают заряд энергии в своих выступлениях перед родными и близкими им людьми.
С социально-психологических позиций возникновение искусства исследователи связывают с удовлетворением человеческой потребности в общении, в контакте с природой, с Божеством, с миром, с другими людьми, с самим собой.
Теоретические аспекты социализации детей изучали Л. Выготский, П. Гальперин, В. Сухомлинский, Н. Голованова, С. Пальчевский.
Большой материал для размышлений дает книга В.С. Константиновского «Учить прекрасному», в которой автор рассказывает об организации и формировании традиций своего коллектива «Школьные годы», содержании учебной, воспитательной и постановочной работы в таком большом творческом объединении школьного ученического самоуправления или детской общественной организации, которые для детей становится настоящей школой жизни.
Искусство оказывает огромное влияние на развитие личности ребёнка в силу своей эмоциональности. Оно позволяет маленькому человеку отождествлять себя с героями, переживая вместе с ними такие чувства и эмоции, которые не всегда возникают в его повседневной жизни. Искусство возвышает, помогает лучше понять себя и окружающих. Занятия объединяют возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, живописи, литературы, актёрской игры. Это наиболее благотворно для стимуляции развития творческого потенциала обучающихся. Детские организации в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства. Каждое занятие требует от учащегося эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Педагог-организатор должен познакомить с искусством, научить своих воспитанников основам, дать им необходимые знания, навыки, технику, принимая во внимание возрастные особенности учащихся и их возможности и подготовку. Причем выполнение этих задач непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.
Кроме того, старшеклассники помогают малышам легче адаптироваться к школьным условиям, а детей постарше делает более защищёнными от негативных воздействий окружающей социальной среды.
Деятельность детских общественных организаций – одна из тех видов активности, которая подразумевает совместную деятельность, причем все члены данной группы связаны, предположительно, таким типом межличностного взаимодействия, как кооперация. В свою очередь это повлечет за собой развитие «позитивного» типа межличностного отношения. Только через сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощи будет достигаться тот результат, которые в дальнейшем будет оцениваться другими.
В процессе деятельности, происходит обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Это приведет к развитию самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами.
Активная деятельность позволяет разрушать динамические стереотипы, в результате чего неизбежно происходят изменения на уровне сознания. В отличие от школьной системы обучения, деятельность общественных организаций не навязывает человеку новых динамических стереотипов и не требует от него обучения специфическим техникам – наоборот, в идеале, все должно происходить сами собой, «случаться» непреднамеренно. В подобном методе скрыт колоссальный, целительный потенциал совместной деятельности.
Основной целью моей работы является системное развитие творческих способностей обучающихся, воспитание любви и интереса ко всем видам творческой деятельности.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
• развивать творческое воображение, мышление посредством музыкальных образов.
• побуждать детей выражать свои впечатления в творческой деятельности.
• побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию.
• приобщать родителей к совместной творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.
Основные принципы, которые легли в основу моей работы:
принцип целенаправленности - цели и задачи обучения детей могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития творческих способностей;
принцип систематичности и последовательности - работа по развитию творчества обучающихся ведется в определённой системе и последовательности.;
принцип доступности - использование различных форм и методов работы с детьми (открытые занятия, ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры и другие формы работы).
принцип воспитывающего и развивающего обучения. - определение ведущих целей обучения для формирования у обучающихся познавательных, воспитательных, развивающих интересов к различным видам танцевальной деятельности;
принцип адаптивности - методы творческого развития детей в деятельности применялся в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка;
принцип прочности – реализация требований вышеперечисленных принципов, повторение и закрепление полученных знаний, формирование умений и навыков, применение их на практике.
Опыт актуален в связи с тем, что модернизация российского образования предусматривает широкое распространение в общеобразовательной школе детских общественных организаций в форме дополнительного обучения.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:
- современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей;
- педагогические аспекты творческой деятельности;
- методы развития межличностного общения в коллективе;
- интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта.
Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа развития личности, который включает в себя:
 визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми направлениями деятельности на основе видеоматериала);
 теоретический компонент (объяснение правил выполнения с учетом возрастных особенностей детей);
 практический компонент (разучивание и проработка элементов комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку);
 рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных материалов).
Новизна опыта состоит еще и в том, что все о чем было сказано ранее можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Опыт ориентирован не только на развитие детей, но и на совершенствование моего профессионализма.
Проводимая мной работа, дает положительные результаты. Ребята принимают участие в конкурсах различного уровня и имеют большие успехи:
- 2 место в Республиканском конкурсе юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо»;
- Зарипова Дарина заняла Гран-при в районном этапе Республиканского конкурса «Замечательный вожатый»;
- Факхо Жоселина Гран-при конкурса «Красоте дорогу!»
- ДОО «Республика ШкИД» заняла 1 место в районном конкурсе «Салют, пионерия!»;
- 2 место в Республиканском конкурсе «Секреты дружного класса»
Одним из важных показателей формирования творческой деятельности обучающихся является система и уровень работ, представленных ими на конкурсах.
Методы, применяемые на занятиях ориентирует учебный процесс на решение обучающимися познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать программу, как одну из наиболее продуктивных и интенсивных программ, которая способствует достижению высоких результатов обучения.
Результаты обучения имеют следующие показатели:
- строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;
- растет интерес обучающихся к изучению предмета;
- благодаря применению этой технологии обучения наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Опыт работы показывает, что обучающиеся проявляют большой интерес к выполнению практических и творческих заданий на занятии. Опора на субъективный опыт обучающихся позволяет использовать методы обучения как на занятиях, так и во внеурочной деятельности.
Таким образом, я смело могу сказать, что программа детской общественной организации позволяет обучающимся проявить творческую активность, реально применить полученные знания.

Прикрепленный файлРазмер
20161130_140659.jpg34.58 кб