SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Через тернии к звездам?" (Знак вопроса)

9B9Ir-Z15sg

Через тернии к звездам?
Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе, и в наших слезах,
И в пульсации вен:
"Перемен!
Мы ждем перемен!"
В.Цой
Быть может, многие из тех, кто прочитает это эссе, воскликнет: «Ведь это совсем не педагогично! Цой, его творчество, его тексты не могут являться примером для подрастающего поколения». Но я убежден, мои дорогие читатели, ПЕ-РЕ-МЕН. Именно их требуют не только мои глаза и сердце, но и, в первую очередь, глаза детей, их горящие глаза.
Надо понимать и осознавать, что школьная пора является, быть может, одной из самых важных вех за всю человеческую жизнь. В этот период формируется мировоззрение ребенка, его вкусы, его взгляды. В этот временной пласт происходит становление его личностных качеств. Ребенок, который живет наедине с собой, в своем обособленном мире, имеет много проблем и забот. И поверьте, друзья, эти проблемы и заботы не мельче ваших! Ребенок одарен от природы, у него сильная потребность расти и развиваться, он ищет нашего сочувствия и одновременно защищается от непонимания и грубого вторжения в его мир. Успех нашей миссии очень зависит от того, насколько мы понимаем и учитываем природу детей. А мы порой, взрослые, закрываем глаза на то, что происходит во внутреннем мире ребенка, не живем его проблемами, не знаем, что его беспокоит. И неважно, в каком он сейчас классе, в первом или девятом. Его может беспокоить и первая двойка по окружающему миру, и подготовка к ЕГЭ, и неразделенная любовь… Ребенок всегда нуждается в общении. Задайте себе вопрос: «А как давно я беседовал с ним о том, что беспокоит его на данный период времени и чем он хочет заниматься?» И если ответом будет, что я делаю это постоянно, то низкий Вам поклон и глубочайшее признание. Ведь расположить к себе ученика, поверить в него, дать возможность ему творить, взаимодействовать вместе с ним – это колоссальный труд.
В голове пульсируют мысли: «Мы ждем перемен!». На сегодняшний день, мне бы хотелось сломать стереотип, что педагог-организатор – это массовик-затейник, балагур и шут, чья работа заключается в том, чтобы ставить немыслимое количество низкопробных концертов, сопровождать детей на мероприятиях... Мы должны раз и навсегда забыть об этом, как страшный сон! Моя задача – повышать квалификацию педагога-организатора в моем образовательном учреждении. И делаю я это, на мой взгляд, успешно. Успешно, потому что для этого есть все, просто этим надо уметь пользоваться.
Кто же такой, по сути дела, педагог-организатор? Обратившись к «великому и могучему» интернету, я нашел огромное количество определений этому понятию. Все они разные, поэтому в них разобраться сложно. Но разобравшись, я внес свои коррективы и решил составить вот такое определение: педагог-организатор – высококвалифицированный специалист в области педагогики, занимающийся организацией воспитательного процесса в учреждении, содействующий в становлении и развитии личности учащихся в различных направлениях. Моя задача, как педагога-организатора,- увидеть в детях личность, «зацепиться» за них и растить из них лидеров, потому что мы прекрасно понимаем, что ими не рождаются, а становятся.
Сложно ли распознать лидера? Для меня нет. Есть замечательная пословица: «Рыбак рыбака видит издалека». Я – лидер, и не скрываю этого. Я умею зажечь толпу. Я могу вести и организовывать мероприятия. При этом меня могут слушать несколько сотен человек. То, с каким чувством уйдет каждый из них, неважно. Но, если после небольшого общения со мной ученик загорелся, увидел во мне то, что он может почерпнуть для себя и даже, быть может, в чем-то меня превзойти, то он лидер! Кому-то для проявления лидерских качеств понадобится больше времени, кому-то меньше. Кто-то просто скромничает, кому-то не позволяет строгое воспитание, а кто-то идет, как танк, напролом. Но рано или поздно, я замечаю этих, «особенных» детей.
Мой путь тернист, но я нашел свою путеводную звезду. ШУС (Школьное Ученическое Самоуправление) и РДШ (Российское Движение Школьников). Вот, чем я болен в настоящее время.
Еще вчера я формировал бы в лицее актив ребят, с которыми организовывал праздники, вечера, КВНы…(что любят дети и что не требует особых человеческих затрат, помимо эмоциональных). А сегодня я создаю в моем учреждении ШУС, в котором есть четкое распределение обязанностей по каждому направлению школьной жизни учеников. При действующем ученическом самоуправлении каждый член поистине начинает понимать слово ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, значение которого порой не понимают даже взрослые. Реально работающее ученическое самоуправление – это целый механизм часов, в котором важен каждый винтик, а педагог-организатор - это часовщик, который следит за направлением движения стрелок. Механизм может иногда давать сбой, но для этого есть «часовщик» - педагог-организатор. А ученики –это деятели и творцы. Педагогу надо уметь слышать и слушать их, и лишь таким образом можно достичь совместного успеха.
Сформировав свою команду - сгусток креатива, энергии и сил, мы вступили в Российское движение школьников. Это уникальная программа, созданная для того, чтобы воспитывать личностей с большой буквы. Программа, которая помогает воспитать в детях лидерские качества. Программа, имеющая различные направления: патриотическое, информационно-медийное, воспитание гражданской активности и личностный рост ученика. Благодаря РДШ, ученики выбирают сами, чем им заниматься. Это современная воспитательная программа, которая призвана заинтересовать учеников, потому что здесь с ними говорят на одном языке.
«В нашем смехе, и в наших слезах…», - продолжаем цитировать Цоя. Да, я сам еще каких-то 7-8 лет назад был старшеклассником и испытывал боль от того, что меня часто не понимали, подростком, которому хотелось быть услышанным теми, кто сможет помочь ему в реализации грандиозных идей! И, быть может, поэтому я в лицее. Поэтому я со своими любимыми ребятами… Мы ждем перемен! Для меня это означает через тернии к звёздам. Через трудности к высокой цели!
Гумеров Айдар Ринатович, педагог-оргназитор