SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Через тернии к звездам"

img4

Уча других, мы учимся сами.
Л.Сенека
Почему я учитель? Не врач, не инженер, не экономист, не юрист, а именно учитель?.. Тщательно пытаюсь припомнить тот момент, когда в моей голове зародилась идея стать педагогом. Мысленно переношусь в 2006 год: я ученица 11 класса, на пороге экзамены, выпускной, пора бы подумать о дальнейшей судьбе. Раньше при мысли о будущем сразу возникал романтический образ любимого, в ушах звенел детский смех. Дом, уют, тишина и покой – вот оно счастье! Теперь-то я понимаю, что надёжный супруг есть не у всех, и дети рождаются не в любой семье, да и тёплое гнёздышко удаётся свить далеко не каждому. Но люди живут и пытаются быть счастливыми! А счастье невозможно без любимой работы, без дела всей жизни. Сейчас я это знаю, но тогда, в мои семнадцать лет, нужно было просто сделать выбор. А это оказалось совсем не просто…
Почему педагогический университет? Почему именно история? Не знаю, моя память скрыла это от моего разума, возможно, навсегда. Одно неоспоримо: я ни на минуту не пожалела о сделанном выборе! Помню свой первый урок. В класс заходят дети (слава Богу, пятиклассники), смотрят, перешёптываются, а я думаю только об одном: как удержать их внимание целых сорок пять минут. Прозвенел звонок, и понеслось… Я что-то рассказывала - они что-то отвечали, задавали вопросы невпопад – я возвращала их к предмету разговора и ни разу не посмотрела на часы. Боже, какой хороший урок! Какая я молодец! На самом деле урок, наверное, был так себе, но это был мой первый урок, и я была счастлива. Так и полетели уроки, дни, недели, месяцы…
Вот и год прошёл, и я уже с гордостью говорю о том, что работаю в школе. Друзья и знакомые утверждают, что я очень изменилась: стала серьёзнее, но в то же время и мягче. Думаю, этому научили меня мои ученики. Я намного тщательнее готовлюсь к урокам, продумываю всё до мелочей, планирую по минутам. Эта скрупулёзность и целенаправленность не могла не отразиться и на моём новом (учительском) образе жизни. Я научилась ценить время, при чем не только своё. Когда-то мне казалось, что чем труднее ребёнку учиться, тем качественнее будут его знания. И на дом задавала чрезмерно много: пусть сидит и учит, что ему ещё делать? Но со временем я поняла, что у школьника огромное количество важнейших (пусть и детских) дел: погулять, поиграть, пообщаться со сверстниками, поспорить с родителями, послушать рассказы бабушек и дедушек. Да мало ли что ещё! Только после осознания этого я могу сказать, что люблю своего ученика. А раз так, то я хочу, чтобы он не изнывал от измождения после моих уроков, а чтобы у него ещё оставались силы и желание для дальнейшего пути. Учёба – это, конечно, труд, но я стараюсь облегчить школьные тяготы для моего ученика, ведь ему ещё столько предстоит сделать. Ему дальше жить!
Работаю в гимназии седьмой год. Мой предмет по-прежнему самый главный, ведь именно история учит человека жить. Я всё ещё с удовольствием хожу на работу, в то время как мои ровесники вовсю жалуются на нелёгкую судьбу бизнесмена, продавца, бухгалтера… Откуда-то появилось желание пересмотреть подходы к проведению урока – хочется чего-то нового. Часто вечерами сижу за компьютером – нет, не играю – изучаю труды великих педагогов и психологов, о которых слышала ещё в университете. Оказывается, я не одинока в своём стремлении жить в школе, думать об учениках, оттачивать своё педагогическое мастерство. Глядя на коллег, которые проработали в школе по двадцать-тридцать лет, понимаю, как много ещё предстоит сделать. Я только в начале своего профессионального пути, но одно я знаю наверняка: с этой дороги мне уже не свернуть, потому что моё счастье невозможно без учеников, без уроков – без школы!