SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта работы преподавателя – организатора ОБЖ

 1

Преподавание курса ОБЖ в школе осуществляется по утвержденной программе.
В среднем и старшем звене школы – это отдельный предмет из расчета один час в неделю, который включен в расписание и проводится преподавателем-организатором ОБЖ в 8 ,10 и11 классах.
Курс ОБЖ 10-11 класса включает раздел «Основы военной службы», в рамках которого для учащихся 10-х классов проводятся практические занятия на на пятидневных сборах.
В соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе» ежегодно все юноши в год своего 17-тилетия проходят медицинское освидетельствование и встают на первоначальный воинский учет в РВК.
Главной целью обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Основными задачами в преподавании предмета для меня являются:
- овладение учащимися системой практических знаний и умений, необходимых для сохранения жизни и здоровья в повседневной, учебной и трудовой деятельности;
- формирование и развитие средствами предмета необходимости ведения здорового образа жизни;
- воспитание патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств.
Из всех существующих методов, на мой взгляд, особого внимания при преподавании курса ОБЖ заслуживает метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого школьника потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа экстремальных ситуаций и адекватность поведения, обучения грамотным действиям
Положительным моментом данного метода является и то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!» При составлении ситуационных заданий я придерживаюсь следующих принципов:
- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;
- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
- создание ситуации с элементами риска и опасности.
Во всех классах уроки проводятся с применением мультимедийных и интерактивных средств обучения, позволяющие в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход
Ситуационные задачи и алгоритмы оформляю в виде презентаций.
В системе использую материалы Интернет сайтов, порталов учителей, методических разработок, что позволяет активизировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и повысить качество обучения.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Исходя из нравственных проблем нашего общества, отмеченных в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы" одним из приоритетных направлений в работе определено военно-патриотическое воспитание.
Моя Методическая тема: «Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающихся в образовательном пространстве в условиях гимназии». Патриотическое воспитание является одним из главных направлений моей деятельности.
При организации занятий по предмету ОБЖ - военно-патриотическая направленность является стержнем и основой воспитания учащихся школьного возраста. В воспитании мальчиков-юношей, будущих защитников Родины, очень важно сформировать такое качество, как верность воинскому долгу ради высокой цели - защиты своей Родины. На уроках ОБЖ и внеклассных занятиях делаю все, чтобы ученики поняли непреходящую мудрость А.В. Суворова: «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов. Вот одного только не может — защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой».
Поэтому передо мной, как учителем ОБЖ стоит задача — воспитать у учащихся патриотические чувства, сформировать у них готовность к военной службе, защите Родины, даже ценой своей жизни .
Следовательно, основные цели военно-патриотического воспитания:
♦ развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
♦ формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы;
♦ воспитание верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени.
Необходимо отметить, что для обеспечения более полной реализации целей военно-патриотического воспитания нужен хорошо оснащенный кабинет ОБЖ.
ОБЖ — это практико-ориентированный предмет, изучение которого требует практического закрепления, а не просто накопления знаний. Кабинет ОБЖ — это не только место для проведения учебных занятий, он должен быть центром военно-патриотической работы.