SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Тайны Казанского Кремля»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему:
«Тайны Казанского Кремля»
Цель:
 Приобщать детей к духовным ценностям, через знакомство с культурным наследием родного города, его историческим прошлым.
 Воспитание любви и уважения к родному городу и людям, гордости за свой родной город.
Задачи:
Образовательные:
 Обогащать и расширять новыми знаниями детей о главной достопримечательности родного города - Казанский Кремль.
Развивающие:
 Совершенствовать знания, формировать умение обобщать и делать выводы.
 Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом.
Воспитательные:
 Воспитывать гордость за свой родной город и желание рассказать о нем гостям.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Предварительная работа с детьми:
 Экскурсия по Казанскому Кремлю.
 Беседы:«Древняя Казань», «История Кремля», «История башни Сююмбике».
 Разучивание стихотворений «Казань», «Сююмбике», и др.
 Рассматривание открыток, альбомов с видами Казани и сооружений Кремля, просмотр презентаций «История древнего Кремля».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, что такое Родина ?
Дети: Родина-это земля, где мы родились и где живём это моя улица, мой дом, мой город, там, где я хожу в детский сад, где трудятся наши родители. Наш родной город Казань.
(1 слайд)
Воспитатель: Да, это наша малая Родина. Казань – это большой красивый город на величественной реке Волге, где дружной семьей живут народы разных национальностей.
Воспитатель:- Ребята, А вы любите свой город? Расскажите о нем. Какие достопримечательности вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас представьте, что к нам приехал гость.Как мы встречаем гостей, чем мы их угощаем? Ответы детей.
Воспитатель: -Как вы думаете с чего можно начать знакомство с нашим городом? Предложения детей. Ну, конечно же с Кремля! Показ общего вида современного Кремля (2 слайд)?
Ну что ж, начнем нашу прогулку по Кремлю. -Ребята кто расскажет нашим гостям о Кремле?
Ребенок 1:
Для Казани нет прекрасней
И важнее места, чем
Гордость духа, радость сердца -
Древний наш Казанский кремль.
Ребенок 2:
Будто вычерченный в небе
Отражая солнца свет
Чуть колышется в Казанке
Элегантный силуэт:
Ребенок 3:
Островерхих башен профиль
Губернаторский дворец
Минареты Кул-Шарифа
И церквей златой венец.
Ребенок 4:
Год за годом, век за веком
Красотой своей пленит
И для будущих потомков
Тайну вечности хранит!
Воспитатель:А вы знаете, что такое тайна? Ответы детей. ( Это что - то неизвестное, секрет).А вы хотите узнать что таит в себе Кремль и то , что находится за его стенами? Тогда давайте отправимся вместе с гостями в интересное путешествие по Казанскому Кремлю и постараемся разгадать его тайны.
Кремль-это сердце Казани. Кремль - это огороженное, укромное место, крепость, которую люди строили в старину, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «Кром» или «Кремыш». Позднее стали говорить – Кремль. Кремль расположен на высоком холме, - На берегу какой реки стоит Кремль?(ответы детей) – Казанки.
Воспитатель:Первым делом встречают наскремлевские стены. Стены Кремля выложены из камня, а сверху на стенах мы видим стрельни, через которые в старые времена воины наблюдали за неприятелем и отражали его нападение. По углам построены башни, их было 13. Башни эти назывались дозорными.– Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Воспитатель:. Сколько интересного и неизведанного предстоит нам узнать из множеством легенд и сказаний, Красота и величие города Казани – это древние традиции, передающиеся из поколения в поколение, сохранение быта предков, письменности и невероятной архитектуры.
Перед тем как зайти в Казанский Кремль мы видим памятник поэту-герою Мусе Джалилю. (3слайд).Вы знаете, что, он написал много произведений о Родине и совершил подвиг во время Великой отечественной войны.Он погиб, но память жива! Давайте вспомним и прочтем его стихотворения:
5 ребенок:
Поклялся я, что жизнь в бою не пожалею,
Чтоб защитить народ, чтоб Родину спасти,
И разве ты, мой друг, имея сотню жизней,
Их все не отдал бы на этом же пути?
6 ребенок:
Любовь к родной стране, и мужество
и верность
Геройской гибелью мы доказать должны, -
Скажи, не этими ли чувствами святыми
Мы с юности сильны, мы до сих пор полны?
Воспитатель:– О каких еще башнях Кремля вы хотели бы рассказать? (О Спасской башне.)Показ иллюстрации Спасской башни.(4 слайд)
Дети рассказывают:
– Она, как и стены белокаменная, с золотой звездой на шпиле, с электрическими часами и золочеными стрелками. Это самые точные часы. Их бой слышен далеко вокруг. А знаете ли вы, что раньше часы были необычные, у них вращался циферблат, а не стрелки.
Воспитатель:Самая примечательная ее деталь - конечно же, часы с их боем, в котором слышится мелодия гимна республики Татарстан на музыку Р.Яхина. Давайте ее послушаем. (Звучит отрывок из гимна).
По этим часам можно сверять время. Раньше проезд через нее закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Известно, что Спасская башня10 раз отстраивалась заново.Сейчас это один из самых красивейших символов нашего города.
Воспитатель:Продолжаем разгадывать тайны Кремля. Перед нами башня Сююмбике -одна из самых загадочных достопримечательностей Казани.(5слайд) По легенде Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Ее красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют Сююмбике. Башня построена из красного кирпича высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера.
Воспитатель:-Вы помните, как была одета прекрасная царица Сююмбике? Назовите элементы татарского национального костюма?
Дидактическая игра «Назови национальный костюм». (6 слайд)Цель: дети должны правильно указать национальный костюм.
Воспитатель:Дети давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:
По Кремлю мы все гуляли и немного мы устали, (шагают)
Сели- встали, сели- встали,(приседают)
Дружно руки поднимали, (подняли руки вверх)
И гостей мы приглашали, (разводят руки в стороны)
Тайны вместе разгадать, (пожимают плечами)
И путь дальше продолжать (шагают).

Воспитатель:А теперь перед нами сияют своим великолепием минареты мечети Кул Шариф- современной жемчужины Казанского Кремля. Красивейший мусульманский храм был построен к 1000 летнему юбилею столицы Татарстана в 2005 году. Ее сверкающие голубые башни на фоне белизны стен Кремля уже стали визитной карточкой Казани
(7 слайд)
Воспитатель:– Расскажите еще об одной башне – Тайницкой. (8слайд)
Дети рассказывают:
– Ее так называли потому, что от нее шел тайный подземный ход к ключу, находившемуся на берегу реки Казанки. В годы войны из него брали воду, когда Кремль окружали враги.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее»(9слайд)
Дидактическая игра«Что лишнее». Цель: дети должны определить лишнюю достопримечательность (не из Казани), например (Московский кремль, Казанский кремль, Успенский Собор, Мечеть, Собор и т.д.).
Воспитатель: - На этом мы сегодня заканчиваем экскурсию по Казанскому Кремлю. Думаю, что “гостям” было интересно.Давайте для них приготовим татарское национальное блюдо «Чак-чак» (Дети лепят из соленого теста и выставляют угощение «гостям»)
Воспитатель:читает стихи Р. Кутуя:
Запоет стена как арфа
Белый звон стечет с горы
Сотворили в полдень чудо
Музыканты, маляры!
Что бы Кремль стоял светло,
Как слеза в глазах
Чтобы всякому приснилось
Белым сном Казань!
Воспитатель:– Что это за чудо “белый звон”, “белым сном”?
Дети: -Это Кремль с его белокаменной стеной.)
Воспитатель:-Что вам больше всего понравилось и запомнилось в путешествии по Казанскому Кремлю и какие «тайны» вы сегодня узнали?
Ответы детей.