SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

"Учитель в моей жизни"

Жизнь каждого человека начинается с родителей. Мои родители подарили мне жизнь и были моими главными учителями. Моя мама - Моназдаха Гилязовна проработала в образовании 42 года учителем истории, заместителем директора по воспитательной работе в школах г. Казани. Отец – Рустям Миргазиянович был учителем математики, физики в сельской школе. Закончив военное училище, служил на военно- морском флоте, большую часть своей трудовой жизни работал на военно-оборонном заводе г. Казани. Родители для меня были примером во всем: в поведении, учебе, работе. С детских лет я видела, как мама, склонившись над книгой, тетрадью, готовится к урокам, составляет планы школьных мероприятий. При этом она иногда советовалась с отцом, а в моем лице находила восторженного слушателя. Для меня была большая радость после детского сада идти с мамой в школу, где я окуналась в школьную жизнь: в актовом зале ученики готовились к празднику, рисовали плакаты, репетировали выступления, в коридоре под дробь барабанщиков маршировала знаменная группа. Всюду, куда бы ни приходила моя мама, ее тут же окружали школьники. Они с радостными лицами наперебой начинали ей рассказывать о своих делах, задавали вопросы. Жизнь в школе была интересной, захватывающей, и я старалась быть ее активным участником: учила стихи, песни. Именно поэтому с детских лет я хотела стать учителем.
Однажды я оказалась свидетелем строгого разговора мамы с провинившимся учеником. В кабинет вбежала заплаканная молодая учительница, она привела неряшливо одетого, с взъерошенными волосами, мальчика, который пытался убежать. «Что случилось?» - спросила моя мама. Сквозь слезы учительница стала жаловаться: ученик не слушается, мешает вести уроки, грубит, обижает детей. Мама осталась с учеником наедине. В кабинете было тихо, еле слышен женский голос, я вдруг испугалась за маму: а вдруг этот мальчик начнет грубить ей. Через некоторое время вышел из кабинета ученик с опущенной головой, за ним шла мама. Он подошел к учительнице и очень тихо что-то ей сказал, она перестала плакать, взяла его за руку, произнесла «спасибо», и они ушли. Я в изумлении спросила: «Мама, он тебе нагрубил? Его теперь заберут в милицию?». Ее слова я запомнила на всю свою жизнь: «В школе каждый учитель на своем уроке и милиционер, и директор, никогда никого и ничего не бойся». Смысл этих слов я поняла, когда пришла в 1982 году работать в обычную среднюю школу, это были годы «казанского феномена». На протяжении всех жизненных этапов со мной всегда была моя мама – мой мудрый советчик, помощник, интересный рассказчик, идеал, моя любовь. Главная черта ее характера - немногословность, умение слушать, четкий распорядок в делах и поступках. В семье никогда не было пустых разговоров: родители, всегда вместе, обсуждали прочитанные книги, ходили в театры, кино, круглый год занимались спортом. И мы, дети, глядя на маму и папу, стремились быть похожими на них.
В семье всегда было принято говорить на родном татарском языке, при этом родители всегда уважительно относились к культуре и традициям других народов. Очень дружно они жили с соседями, в праздники угощали испеченными пирогами, пели татарские и русские песни. Впоследствии, работая заместителем директора по воспитательной работе, я пришла к важному выводу: ребенок воспитывается личным примером, поступками окружающих, огромное значение в становлении настоящего человека играет семья. Мои родители привили нам, детям, любовь к близким, к Родине, воспитали в нас чувство гордости за свой край, честность, смелость, дали прекрасное образование, подготовили к жизни. У мамы был девиз: никогда не унывать, всегда двигаться вперед! Эти слова стали для меня напутствием.
В жизни каждого человека бывает много учителей, но в памяти всегда остаются те педагоги, которые не только тебя чему-то учили, но и подарили тебе частичку своей душевной теплоты, поддержали тебя в трудную минуту. С большой благодарностью я всегда вспоминаю свою учительницу математики, классную руководительницу Фираю Ибрагимовну. Энергичная, веселая, умная, трудолюбивая, она вселяла в своих учеников уверенность, умение добиваться поставленной цели, бороться за справедливость, учила быть честными, добрыми. Проработав в школе всего лишь год, я услышала от опытного учителя слова в свой адрес: «Мои ученики очень интересуются химией, конечно, дети любят молодых, энергичных». Эти слова для меня в тот период жизни были очень лестными, но, проработав 34 года в школе, я и сегодня принимаю слова благодарности за труд учителя.
Работая в коллективе, мы учимся у своих коллег, перенимаем лучшие профессиональные навыки. Учителя, с чьей помощью я постигла фундаментальные основы предметов биология и химия, - это лучшие педагоги кафедры химии и биологии Казанского педагогического института. Среди них особое место занимает преподаватель «Методики преподавания химии» Зухра Мотыгулловна. Благодаря ей, мы, студенты, учились азам методики преподавания, овладевали техникой химического эксперимента, разбирали психолого-педагогические ситуации школьной жизни. Все это нам помогало чувствовать себя уверенными при прохождении педагогической практики. Более 25 лет я сама принимаю студентов-практикантов, так же, как Зухра Мотыгулловна, помогаю им постигать основы учительской профессии, передаю накопленный опыт работы по предмету, умение общаться с учениками, родителями, коллегами, администрацией.
«Школа - это живой организм, а ученики…это же дети» - эти слова произносили Тан Махмутович Еникеев и Иван Никитич Староверов. Это директора школ города Казани, и мне посчастливилось работать с ними. Оба они имели блестящее педагогическое образование, были интеллигентными, в меру строгими, требовательными и в то же время внимательными и к молодым, и к опытным учителям, заботливыми по отношению к ребятам.