SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы учителя химии Сафоновой Эльфии Рустямовны

dsc00218

Я учитель! Это прекрасная профессия: каждый мой ученик – личность, каждый урок для меня – открытие нового, размышления, поиск истины, школа - особый мир детства! Моя педагогическая деятельность началась в 1982 году в средней общеобразовательной школе №6 г. Казани. Школа была знаменита музейной педагогикой. Силами педагогов и учащихся были созданы "Музей имени Декабристов", "Музей имени героя Советского Союза Шамиля Рахматуллина". С первых дней я поняла, что буду работать в коллективе творческих педагогов, единомышленников.
Кроме уроков химии, я вела кружок и была классным руководителем самого лучшего выпускного 10А класса. Взаимоотношения с коллегами и учащимися старших классов у меня установились с первых дней. Конечно, были сложности с мальчиками - подростками 8-х классов. Помогли советы мамы педагога, книги "Педагогическая поэма", "Республика ШКИД". И самое главное - наука химия! На химический кружок пришли трудные ученики, им хотелось, что-нибудь взорвать, поджечь, сделать фокус. На первом занятии ребята познакомились с техникой безопасности, химической посудой, научились взвешивать вещества, собирать приборы для получения газов. Занятия кружка проходили 1 раз в неделю. После уроков ребята прибегали в кабинет химии с вопросом, что мы будем делать на кружке, просили проводить занятия каждый день! Не все кружковцы имели запас терпения, аккуратности, точности в работе, в итоге в кружке осталось 15 учеников подростков. Ребята научились технике химического эксперимента, готовили занимательные опыты "Вулканчик", "Горящие шарики под водой", "Фараоновая змея".
Выступали на химических вечерах перед одноклассниками, учащимися 6 классов. Все мои институтские знания из курса педагогики, психологии, методики преподавания пригодились на практике в школьной жизни. Уважение к молодому учителю, интерес к учебе трудных подростков—это была моя первая победа! Занятия научно- исследовательской работой в педагогическом институте стали в моей учительской работе основным направлением в побуждении интереса учащихся к предмету химия, к учебе, к достижению высоких результатов.
30 лет я проработала в общеобразовательных школах, 4 последних года работаю в физико-математическом лицее, в течении 25 лет была в должности заместителя директора по воспитательной работе, 20 лет являюсь руководителем педагогической практики студентов К(П)ФУ. Но всегда главным для меня была работа учителя, предмет химия. Химия - наука о веществах, это экспериментальная наука, она формирует логическое мышление, культуру, образованность человека. Люди живут в мире веществ, поэтому очень важно быть информированным об их свойствах, практическом значении веществ, применение химических знаний в жизни. На уроках химии мои ученики постигают химическую грамотность, изучают законы, проводят эксперименты, используют знания физики, математики, биологии, географии и других предметов. Сегодня ко мне на химический кружок приходят учащиеся 6,7 классов. Этих детей интересует научно- практическая химия, именно из таких рождаются талантливые ученые, исследователи. За последние 4 года среди моих кружковцев есть победители, призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, победители международных олимпиад по химии. Многие из моих выпускников достигли в жизни высоких результатов, чинов, но каждый из них сохранил пытливый ум, стремление к новым достижениям, благодарность своим учителям.
Учительская профессия самая интересная. Счастье учителя в том, что каждый его ученик раскрывает перед ним свои способности, природные возможности, на глазах педагога школьник взрослеет, мужает, становится личностью.
Во все времена учитель должен знать отлично свой предмет, уметь доступно объяснять научные истины, закреплять теоретические навыки через практическую и самостоятельную деятельность. Предмет химия отличается спецификой научного языка, названиями веществ, постановкой эксперимента, изучением основ предмета-все это способствует развитию критического мышления и химической грамотности у школьников. В учебно– методической работе основными направлениями считаю: духовное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся, формирование нравственной и творческой личности ученика, подготовку выпускников к будущей профессии, с последующей самореализацией в жизни общества.
Учебная программа по химии ориентирована на формирование системы знаний о веществах, их свойствах, способах получения и применения, развитие практических умений и навыков. Урок – основная форма обучения. Каждый мой урок - формирование новых знаний через организацию ученической деятельности: размышления, эксперимент, поиск решения нестандартных заданий и обязательно практическая значимость полученных знаний. Предмет химия входит в цикл естественных наук. В урочной и внеурочной работе я использую основные принципы обучения: принцип научности, который устанавливает отбор в учебной программе только тех теорий, законов, фактов, явлений и вопросов, которые научно доказаны и не вызывают сомнений. Используя метод исследования. Принцип доступности - определяет уровень и объем научной информации, а также перечень методов исследований данной науки, чтобы ученики, в силу различных возрастных особенностей и объема приобретенных знаний, смогли бы усвоить весь материал учебника. Принцип систематичности предусматривает определенное построение содержания школьного курса, логику, последовательность изложения материала от известного — к неизвестному, от простого — к сложному (дедукция и индукция). Принцип системности- целостная системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями. Принцип историзма- вклада ученых в те или иные открытия, роль этих открытий. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой определяет использование примеров прикладного значения химии, что в значительной степени обеспечивает интерес учащихся к химии, то есть мотивацию учения. Все обучение химии должно соответствовать принципу безопасности и принципу здоровьесбережения.
В своей работе я руководствуюсь нормативно – правовыми документами, УМК по химииАФ утвержденные министерством образования и науки Российской Федерации.
Моя рабочая программа по химии для 8 класса.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету химия для 8-х классов составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:
− Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
− Примерная программа основного общего образования по химии.
− Учебный план МАОУ «Лицей № 131» Вахитовского района г. Казани на 2016-2017 учебный год, введенный в действие приказом № 217-О от 26.08.2016г.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Содержание образовательной программы
Методы познания веществ и химических явлений
Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Вещество.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. понятие о скорости химических реакций. катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Экспериментальные основы химии
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. проведение химических реакций при нагревании.
Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. бытовая химическая грамотность.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Учебник: И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская ХИМИЯ 8, Москва «Русское слово» 2008
Дополнительная литература: И.Г.Хомченко Сборник задач и упражнений для средней школы Москва Новая волна, 2014
Количество часов: всего _68 часов. В неделю _2_ часа
Плановых контрольных уроков__3_ч. Административных контрольных уроков 1 ч.
Практических работ _5_ часов
Итогом моей работы являются следующие результаты
I. Положительная динамика результатов освоения образовательных программ: годовые результаты качества знаний по химии при 100% успеваемости:
- 2013-2014 уч.г. 70,27%
- 2014-2015 уч.г. 71%
- 2015-2016 уч.г. 75,87%
II. Результаты государственного тестирования:
- ГИА (ОГЭ) 2011-2012уч.г. 1 ученица-100 баллов, 2 учащихся более 90 баллов;
- ЕГЭ 2014-2015 уч.г. -1 ученица 94 баллов.

Внеурочная деятельность
Для изучения и понимания предмета химия недостаточно урочного времени. Но исходя из базового плана общеобразовательных учреждений, с согласия администрации учитель имеет право на дополнительные часы по предмету, которые реализуются в форме предметного кружка, факультатива, элективного курса. Исходя из нормативной базы общего образования, учителя могут использовать собственные авторские программы при ведении дополнительных занятий по предмету. Идею о собственной программе по химии, которую можно будет использовать как в учебное, так и внеурочное время я разрабатывала в течении 5-7 лет. Некоторые разделы данной программы я использовала в работе химического кружка «Казанская химическая школа», в работе с учащимися кружка и участниками химических олимпиад.
В 2015г. меня пригласили в «Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей» вести предметный кружок по собственной программе. Методическую разработку я назвала «Углубленное изучение курса химии с использованием информационно-вычислительных технологий»
Химия - наука о веществах, их строении, свойствах, основанная на эксперименте, входит в раздел естественно- математических наук, формирует у учащихся единую картину мироздания.
Достижения науки химии находятся на службе человека, общества, создаются новые современные материалы с заданными свойствами. Развитие промышленных химических комплексов в России, предъявляют особые требования к развитию химического мышления школьников, которое формируется на занятиях дополнительного образования. Информационный ресурс является сопровождающим элементов в углубленном изучении химии при решении задач, создании проектов, презентаций.
Общеобразовательная программа «Углубленное изучение курса химии с использованием ИВТ» направлена на формирование у школьников критического мышления в изучении науки химия.
Углубленное изучение курса химии с использованием аудиовизуальных и интерактивных средств обучения направлено на развитие у учащихся теоретических и практических навыков. При изучении данного курса все разделы школьной программы по химии представлены в более широком спектре, приближенные к программам вступительных экзаменов в ВУЗы и заданиям централизованного ЕГЭ. Теоретическую часть курса учащиеся осваивают через лекцию, видеофильмы, объяснение учителя, самостоятельную работу с мультимедийными программами, с дополнительной литературой. Практические навыки отрабатываются при самостоятельном выполнении заданий, тестов, решении задач в письменном и электронном видах, создании презентаций с элементами программирования. Химический эксперимент является закономерным результатом теоретических изысканий, который учащиеся могут выполнять с использованием мультимедиа программ. Освоение курса "Углубленное изучение курса химии с использованием ИВТ" базируется на знаниях предметов естественно-математического цикла и владении основами компьютерной технологии. В процессе обучения учащиеся приобретают прочные знания по предмету, отрабатывают методику решения задач различными способами, закрепляют трудные темы из курса неорганической и органической химии, овладевают техникой химического эксперимента и работой с мультимедийными программами на компьютере. Все эти формы работы способствуют повышению интеллектуального уровня учащихся, формируют развитие его творческой мыслительной деятельности, помогают в подготовке к олимпиадам, к ЕГЭ по химии.

Программа дополнительного образования по химии
"Углубленное изучение курса химии с использованием ИВТ"
Пояснительная записка
1.1. Краткая характеристика предмета
1.1. Актуальность, педагогическая целесообразность
В связи с переходом на ФГОС происходят изменения в области образования. Данная программа существенно углубляет содержание образовательных школьных программ по химии и даёт возможность школьникам освоить сложный курс химии, необходимый в современной жизни.
1.2. Цель общеобразовательной (общеразвивающей) программы
• формирование у учащихся экологической культуры, критического мышления на основе межпредметных связей
• развитие логического интеллекта через решение сложных заданий с использованием информационно-вычислительной техники, профессиональная ориентация
1.3. Задачи
Обучающие: ознакомить учащихся с основными законами, принципами, категориями используемые в курсе химии;
Обучить школьников работе с научно-популярной литературой, электронными пособиями, сайтами;
Развивающие: сформировать основы экспериментальной деятельности школьников;
Развивать научно- поисковые способности учащихся, через решение сложных заданий, лабораторный практикум;
Воспитывающие: целеустремленность в освоении курса химии, творческий подход в решении теоретических и практических задач; бережное отношение к окружающим предметам, среде, через четкое соблюдение правил техники безопасности.
Условия реализации программы
Программа «Углубленное изучение курса химии с использованием ИВТ» предназначена для школьников 14- 18 летнего возраста, рассчитана на 1 года обучения.
Занятия проводятся внеурочное время в кабинете соответствующий нормам Сан ПИН.
Форма организации обучающихся – групповая (5-15 учащихся), микрогрупповая (2-3 ученика).
1.4. Принципы и методы обучения:
• принцип научности и доступности предполагает использование в ходе занятий достоверной научной информации, терминов, доступных для понимания обучающихся, построение занятий с учётом уровня подготовленности детей;
• принцип последовательности и системности обучения направлен на преемственность знаний, комплексность в их усвоении, учебный материал располагается таким образом, чтобы изучение каждой новой темы курса опиралось на знания, усвоенные в процессе изучения предыдущего материала;
• принцип опоры на познавательный интерес – в основе занятий любознательность, интерес к предмету химия обучающихся;
• принцип практической направленности – связь теоретического учебного материала с практической деятельностью обучающихся.
Методы обучения:
Объяснительно- иллюстративный метод. Используется в первый год обучения. Теоретический материал закрепляется демонстрационными опытами, выполнением лабораторных опытов учащимися, просмотр и обсуждение презентаций.
Лекция. Данный метода используется при изложении сложного материала, основой которого является емкость, логичность. Используется при изучении тем: Теория электролитической диссоциации.
Рассказ. Яркое, занимательное, эмоциональное повествование без вопросов. Основная идея – передача конкретных сведений. Логика рассуждений здесь нестрогая: аналогии, примеры. Обратная связь – только по степени внимания.
Беседа. Особенность метода - обсуждаются наиболее важные вопросы до и после практики. Дидактическая функция – упорядочение знаний.
Наглядные (предметные) методы. В предмете химия при объяснении теории используются схемы- плакаты, макеты кристаллических решеток, шаростержневые модели молекул, а также видеофильмы (химическое производство).
Демонстрация. Педагог может демонстрировать технику выполнения химического эксперимента. Но и учащийся может демонстрировать свои результаты педагогу или товарищу.
Практические (деятельностные) методы. Выполнение лабораторного опыта основано на знании теории и техники безопасности. У школьников вырабатывается наблюдательность, анализ происходящего, умения делать умозаключения, выводы.
На теоретических занятиях применяются формы обучения: лекции, беседы, устные и письменные опросы, консультации по предстоящим практическим занятиям. На лекциях основное внимание уделяется активизации учащихся.
На практических занятиях обучение направлено на продуктивную самостоятельную деятельность и применяются следующие формы обучения: лабораторный опыт, исследовательская и практическая работы. Организация учебного процесса подчинена достижению учащимися конкретного практического результата.
1.5. Организационно-педагогические условия реализации программы
(сроки реализации программы, возраст обучающихся, режим занятий)
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на1 года обучения.
При обучении по данной программе принимаются учащиеся 8-9классов (средняя группа) и учащиеся 10-11 классов (старшая группа). Программа доступна для усвоения обучающихся с физико-математическими способностями, критерием отбора является, интерес к предмету.
По программе является продолжением первого года, прошедшие обучение по программе первого года или обладающие знаниями по нему, выявленные путем собеседования или тестирования (по согласованию с педагогом).
Обучение по данной программе носит личностно-ориентированный характер.
1.6. Режим занятий.
2 раза в неделю по 3 академических часа, 6 часов в неделю - 216 часов в год.
1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Учащиеся овладеют методикой решения сложных олимпиадных заданий за курс химии;
Обучатся выбору правильного решения заданий ЕГЭ;
Освоят технику химического эксперимента;
Школьники научатся использовать теоретические знания химии в жизни, на практике.
Формы подведения итогов:
Открытые занятия для педагогов, студентов педагогического университета и родителей;
Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях по химии, экологии;
Подведение результатов учащихся по итогам ЕГЭ.
будут знать:
• правила техники безопасности при работе с веществами;
• свойства веществ;
• условия протекания химических реакций;
• основы алгоритмизации (понятие алгоритма, структуру алгоритма, свойства алгоритма и этапы решения задач с использованием ИВТ).
Научатся:
• производить расчеты в задачах с помощью программированной ИВТ
• использовать различные источники информации;
• структурировать знания, полученные в результате освоения различных школьных предметов;
• разовьют эстетический вкус, творческое воображение при создании личностно значимой образовательной продукции в виде: презентации, проекта, реферата, доклада и т.д.
Смогут:
• в MS EXCEL произвести простейшие вычисления;
• в POWER POINT создавать простейшие презентации;
• создавать проекты с публичной защитой результатов.
• создавать мультимедийные проекты, Интернет-страниц;
1.8. Формы, виды и приемы проверки знаний и умений обучающихся
Исходя из целей общеобразовательной программы, задач обучения и ожидаемых результатов, разработаны следующие формы отслеживания результативности обучения:
• в общеобразовательном варианте – методы устного контроля, тестирование, лабораторный практикум, олимпиады, конкурсы и научно-практические конференции;
• в развивающем варианте - решение сложных задач из заданий Всероссийской олимпиады по химии, задачи на проверку логического мышления и на выявление химических знаний, наблюдение;
• в воспитательном варианте – тестирование, наблюдение и фиксирование изменений в личности и поведении учащегося с момента поступления и по мере включения в образовательную деятельность.
Для контроля знаний используется рейтинговая система. Учет и контроль решения задач повышенного уровня и выполнение определённого количества лабораторного практикума. Текущий контроль уровня освоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися олимпиадных заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Проводятся творческие, проектные, зачётные работы.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях: муниципального и краевого уровней.
1.9. Материально-техническое оснащение
Для реализации данной программы требуется кабинет химии, оснащенный следующим оборудованием:
• Лабораторное оборудование и химические реактивы на каждого ученика.
• Оборудование для подключения к ресурсам Интернет
• Офисное оборудование (принтер (струйный или лазерный), сканер, цифровая фотокамера.
Литература. Для педагога:
1. Глинка «Общая химия»
2. Некрасов «Неорганическая химия»
3. А.П. Писаренко «Курс органической химии»
4. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин «Начала химии»
5. Н.Е.Дерябина «Органическая химия»
Для учащихся:
1. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия-10» (профильный)
2. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия-11» (профильный)
3. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин «Начала химии»
4. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин «Сборник задач по химии»
5.И.Г.Хомченко «Сборник задач и упражнений для поступающих в ВУЗы.»

Результаты интеллектуальной и творческой деятельности моих учеников:
• призеры I и II городской НПК «Дни науки» 2014г., 2016г.: Котляров Р., Хомич Д.
• победители и призер международной он-лайн олимпиады «Фоксфорд» МФТИ г.Москва 2016г: Малянов А., МуртазинБ., Андреева Е.
• победители и призеры Всероссийского познавательного турнира «Осенний марафон» 2014г., 2016г.: Котляров Р., Осипов И., Иванов М.
• победитель Телевизионной игры олимпиады «Химический БУМ» ФГБОУ КНИТУ г.Казань 2016г.: Перов И.
Результативность моих воспитанников в олимпиадах:
• победители и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2013-2014г.: Муртазин Б, Прохорова А., Котляров Р., Курамшин Б.
• победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2013-2014г. (г.Казань): Котляров Р., Курамшин Б.
• победители Городской олимпиады по химии К(П)ФУ 2013-2014г., 2014-2015г.
• призеры Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2014-2015г.: Котляров Р., Курамшин Б., Муртазин Б., Фатихов Б.
• победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2014-2015г. (г.Новосибирск): Котляров Р., Курамшин Б.
• победители 49-Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии (г.Ереван) 2015г.: Котляров Р., Курамшин Б.
• победитель 47-Международной Олимпиады по химии (г.Баку) 2015г.: Котляров Р.
• победитель и призеры Городской естественнонаучной олимпиада К(П)ФУ 2015-2016 уч.г.: Ашрафзянов Т., Гамиров Р., Садыков С., Александров А., Гимадеева Г.
• победитель и призеры Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2015-2016г.: Котляров Р., Курамшин Б., Муртазин Б.
• победитель и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2015-2016г. (г.Белгород): Курамшин Б., Котляров Р., Муртазин Б.
• победитель 50-Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии (г.Москва) 2016г.: Курамшин Б.
• победитель 48-Международной Олимпиады по химии (г.Ереван)2016г.: Курамшин Б.
Классное руководство – действительно должно быть классным! Для этого нужно знать и владеть основами психологии, педагогики. Классный руководитель главный дирижер оркестра детских сердец. С чего начать? Конечно с общего родительского- ученического собрания, лучше на природе. В работе с классом есть «три кита»: сотрудничество, содружество, созидание атмосферы добра, внимания, значимости. Каждый ученик талантлив по- своему, развивайте этот талант через учебу, творческие дела, проекты. Поддержите идею ребенка, даже если она вам кажется неважной. Нельзя создать детский коллектив исходя только из плана воспитательной работы. Планируйте работу в сотрудничестве со своими учениками, с их родителями. Будьте открыты для диалога. Предлагая идею, умейте выслушать других. Умейте убедить детей и родителей в важности вашей идеи. Приглашайте в класс к ученикам специалистов: врачей, психологов, ученых, бывших выпускников. Последний свой класс я выпустила в 2016г. Три года классного руководства для меня оказались большим испытанием. Среди учащихся класса была конкуренция по учебе, общественным делам, спорту. По результатам психологического тестирования в коллективе класса было определено 4 группы по интересам и сходству темпераментов характера. Среди учащихся организовались микрогруппы: интеллектуалы (команда Что? Где? Когда?»), спортсмены (команда учащихся, защищавшая честь класса в спортивных соревнованиях), творческие (участники концертов, музыкальных гостиных), экологи (участие в проектах «Сбережем, леса!», «Чистый город»). За три года в классе прошло много интересных и увлекательных мероприятий, родители организовали для ребят туристические поездки в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. На выпускном вечере я каждому ученику сказала добрые слова о нем самом, о будущем, которое обязательно будут хорошим. Все мои выпускники стали студентами и продолжаю учебу в ВУЗах г.Казани, г.Москвы, г. С. - Петербурга.
Мои педагогические максимумы:
1. «Погода в классе» комфортная атмосфера в коллективе.
2. «Умей дружить!» бережное отношение к близким, к окружающим людям, природе.
3. «Душа и ум должны трудиться». Саморазвитие. Самообразование.
4. «Мой выбор» социальная жизненная позиция, профориентация.

Совершенствование методов обучения и воспитания. Провожу ежегодно мастер –классы в рамках республиканского научно- методического семинара для слушателей курсов повышения квалификации при Поволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ по темам: «Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии в лицее» 2014г., «Методика преподавания и воспитания на уроках химии» 2015г., «Инновационные методики преподавания химии в школе и их реализация» 2016г.; открытые уроки для учителей химии, биологии, физики, для руководителей образовательных учреждений г.Казани на городских и республиканских семинарах; опубликовала статью «Организация химического кружка» журнал «Магариф» №1 2016г.
Транслирую опыт практических результатов своей профессиональной деятельности:
• выступала с лекциями в Поволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей химии, биологии, физики, на стажировке учителей химии РТ, на конференции студентов- практикантов К(П)ФУ Химического института им. А.М.Бутлерова по вопросам внедрения инновационных технологий обучения предметов химия и естествознания, совершенствования педагогической компетентности учителя в условия внедрения ФГОС ООО
• являюсь участником инновационного проекта по теме: «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
• работаю по теме: «Развитие критического мышления, формирование навыков выполнения химического эксперимента, обучение химической грамотности и экологической культуры учащихся в урочной и внеурочной деятельности»
• участник экспериментальной работы Центра педагогических инноваций им.К.Д.Ушинского «Новое образование», тема исследования «Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»
• вхожу в состав жюри по проверке олимпиадных работ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, с 2014г. являюсь руководителем школьного методического объединения учителей химии и биологии
• член республиканской комиссии по проверке проектных работ учителей химии в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Поволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ.
• участвую в конкурсах профессионального мастерства: победитель гранта «Наш лучший учитель» 2011г., 2013г., победитель конкурса «Цифровые образовательные ресурсы, разработанные преподавателями на родном языке» 2011г.
• лауреат экспресс-конкурса «Учебник из семейной библиотеки» 2011г., дипломант конкурса Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 г.
Современный учитель должен постоянно повышать уровень образования, быть в курсе новых научных открытий. В 2015 — 2016гг. прошла курсы повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» г. Москва, по программе «Преподавание дисциплин образовательной области «Естествознание» (специализация: химия)».