SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Внеурочная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций у детей (Из опыта работы в лицее-интернате)

IMG_5316-1

«Образовательная деятельность относится к вечным сферам деятельности человека. Это вечная сфера деятельности, наиболее привлекательная, наиболее интересная и наиболее благородная. И наиболее востребованная». В.В. Путин на заседании попечительского совета МГУ от 25.01.2017 г.

I. УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА И АКТУАЛЬНОСТЬ.
Образование – живой процесс. На памяти каждого опытного учителя стандарты образования соизмеряются с потребностями времени, государства.
Приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 года утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт – системообразующий элемент всего образования. На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов. Усиливается и роль компетенций в образовании.
Действительность для современного учителя – это внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, диктующих новые тенденции и поиск новых форм обучения.
А новых ли? С принципами ФГОС созвучна методика развивающего обучения авторов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. С начальной школы в ней делается ставка на формировании метапредметных компетенций. Одна из них - это умение «четко распределять области знаемого и незнаемого». Также современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников, относящаяся к метапредметным. Подобное формирование развивается в том числе в процессе изучения русского языка и литературы.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» (М., 2001) определили ключевые компетентности, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, и коммуникативной и социокультурной компетенций, что также заложено в обновленных программах.
Именно в таких условиях возрастает роль формирования метапредметных компетенций. Если урочная деятельность должна быть ориентирована на три основных компетентностых направления, то в рамках внеурочной можно сделать акцент на том роде деятельности, который требуется для выполнения образовательных задач и установок, тем самым гармонизируя развитие личности. Обобщая пятилетний опыт работы, хочется выделить различные форматы надпредметной внеурочной деятельности, освоенные и активно используемые в работе, и взглянуть на них через призму метапредметности.
С 2012 года работаю в IT-лицее КФУ – уникальном учебном заведении. В том же послании президента Федеральному собранию находим пожелание об открытии подобных инновационных центров для одаренных детей. Одна из главных особенностей – интернатная система обучения, которая при единении программ общего образования и внеурочной деятельности учащихся регулирует все уровни формирования компетенций и позволяет дать гармоничное развитие личности.

Основная часть опыта работы в текстовом файле.

Прикрепленный файлРазмер
Опыт работы Болгарскийт К.Г.docx1.2 Мб