SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе: «Учитель в моей жизни» Ковенко Д.Д.

jpg

Эссе на тему: «Учитель в моей жизни» Ковенко Д.Д.
Человеческая жизнь является сложной, многогранной и подчас очень противоречивой. Зачастую мы задаемся вопросами о смысле жизни: кто мы? с какой целью пришли в этот мир? почему на дороге жизни встречаем разных людей? В поисках ответов на эти вопросы я понял одну простую истину: каждый человек, появляющийся в нашей жизни – учитель! Кто-то учит нас быть сильнее, кто-то учит быть мудрее, кто-то учит прощать, кто-то – быть счастливым и радоваться каждому дню. Кто-то вовсе нас не учит – просто ломает нас, но и от этого мы получаем опыт. Необходимо ценить каждого человека, даже если он появился в нашей жизни на мгновение. Ведь если он появился, то это уже неспроста! Вы можете со мной не согласиться, но я уверен, что по-настоящему счастлив тот, кому повезло встретить на своем жизненном пути настоящих Учителей!
Я счастливый человек! Первыми учителями в моей жизни стали самые близкие и дорогие мне люди: мама, папа, бабушка и дедушка. Моя мама проработала учителем технологии более тридцати лет. Когда я был маленьким, она иногда брала меня с собой на работу. Я видел, как она учит других детей, и меня всегда поражало, как легко ей все удается. Однажды на моих глазах вспыхнул конфликт среди маминых учеников. Он мог бы привести к серьезным последствиям. Но искренность и исключительное умение общаться с детьми позволили маме быстро найти выход из конфликта. Уже тогда я понял, что школьный учитель – это не просто человек, передающий знания и опыт житейской мудрости, накопленный веками. Учитель – это, прежде всего, наставник, друг, защитник маленького человека. Я горжусь, что эти качества мама смогла передать и мне!
После окончания исторического факультета Казанского университета я пришел работать в школу. Признаюсь, в то время мне не всегда удавалось хорошо провести урок: то проблемы с дисциплиной, то нежелание ребят учиться. Я очень часто стал задавать себе вопросы: что не так? Почему не получается заинтересовать детей? Чего мне не хватает для работы? И я обратился за советом к своей маме. Мой мудрый советчик и друг успокаивала: «Сделай так, чтобы каждый твой урок был неповторимым». Но что значит «неповторимый урок»? Я долго думал, искал ответа, пока однажды не познакомился с трудами философа, поэта и эссеиста Ральфа Эмерсона. В одном из его сочинений есть замечательная фраза: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими». Именно эти слова подтолкнули меня к изучению таких форм и методов работы с детьми, которые позволили бы доступно объяснять материал, делать каждый урок интересным и неповторимым. Я открыл для себя мир педагогики, тот мир, в котором существует огромное количество эффективных возможностей передачи знаний. Сейчас, имея значительный педагогический опыт, я стремлюсь к созданию собственных приемов. Со своими идеями и педагогическими находками непременно делюсь с мамой. Она понимает меня как никто другой. Дает советы, критикует. И вот ведь что удивительно: всегда попадает в точку. Мне повезло с моим лучшим учителем, моей любимой мамой.
Другой учитель в моей жизни - мой отец, человек, который привил мне техническую грамотность. Будучи строителем, он постоянно водил меня на строительные объекты, показывал, в чем принцип работы разных инструментов и механизмов, в чем особенность тех или иных строительных материалов, объяснял, как устранить неполадки. Он обучил меня практическим умениям и навыкам, от него я усвоил важный жизненный принцип: «Починить и исправить можно все, если ты знаешь, как это работает». Кто же знал,что знания, когда-то переданные мне отцом, будут так востребованы сейчас! Я могу ответить на вопросы своих любознательных учеников, будущих инженеров, вызывая у них восторг и уважение. Но главное, чему научил меня отец - это умение доводить любое начатое дело до конца, стремиться к тому, чтобы стать настоящим профессионалом. Он учил меня: «Ты не будешь расти, если не будешь пытаться совершить что-то за пределами того, что ты уже знаешь в совершенстве». За эту истину спасибо моему папе!
Не могу не упомянуть еще об одних людях, оказавших на меня большое влияние. Это мои бабушка и дедушка. Родившиеся накануне Великой Отечественной войны, они прожили напряженную и сложную жизнь. Всякий раз, рассказывая о своей молодости, передавали мне частицу житейской мудрости, опыт моральных и нравственных ценностей, которые составляют образец правильного и порядочного человека. Мне вспоминается, как они рассказывали о послевоенном времени, о том, чем они увлекались в молодости, какие книги читали. И сейчас, на уроках, посвящённых истории СССР 50-80–х гг., я часто привожу примеры из их жизни. Такой подход дает мне возможность показать моим ученикам, что такое преемственность и связь поколений. На всю жизнь я усвоил уроки старшего поколения моей семьи: верность данному слову, серьезное отношение к порученному делу, умение дружить и быть внимательным к тем, кто рядом с тобой. Эти непреходящие истины передаю и своим ученикам.
Рассуждая о роли учителей в моей жизни, не могу не упомянуть о своих школьных педагогах. Большой жизненной удачей считаю встречу с замечательными людьми, моими наставниками, учившими меня. Одни из них были суровыми и требовательными, другие добродушными и отзывчивыми. Некоторые из них до сих пор работают в гимназии № 126 Советского района Казани. С теплотой и любовью вспоминаю я Гилязову Гульфию Габдулхаевну, учительницу истории, которая и подтолкнула меня сделать выбор в пользу профессии историка. Заслуженный учитель Республики Татарстан Григорьева Антонина Павловна, которая вела у меня уроки биологии и географии, при каждой встрече напоминает о том, что я был бы талантливым биологом, и у меня «еще не все потеряно в этом направлении». Чтением и любовью к поэзии меня «заразила» Грезина Людмила Дмитриевна, учитель русского языка и литературы. Каждый день я видел, с какой любовью, «сочетая сердечность с мудростью», все они пробуждали в нас мысль, желание к творчеству, к движению. Они были моими проводниками в мир взрослых. Мои наставники личным примером, истинным служением, любовью к делу показали мне дорогу, по которой надо двигаться, и теперь я твёрдо убежден, что любовь к учительской профессии в немалой степени у меня зародилась и от них. Дмитрий Иванович Менделеев как-то сказал: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». И сейчас, общаясь со своими школьными учителями, замечаю, как они гордятся, что я достойно несу звание учителя.
Пословицы, поговорки и притчи, созданные народами всего мира, возвеличивают учителя. Мой интерес вызвала китайская пословица, которая гласит: «Учителя открывают дверь. Входишь ты сам». Безмерно благодарен я за «открытее двери» своим университетским преподавателям. Многие из них также в значительной степени повлияли на мое становление. Некоторые прекрасно объясняли теоритический учебный материал, другие личным примером служения науке подталкивали меня к совершенствованию знаний. Особое значение в моей жизни имеют два мастера исторической науки: Кашафутдинов Ренарт Газиевич и профессор Игорь Петрович Ермолаев. Помню, Ренарт Газиевич часто говорил на лекциях: «История – это исследование длиною в жизнь». Для меня эти слова стали неким прологом к системе самообразования и совершенства. Игорь Петрович, читавший нам курс «Творческой лаборатории историка», научил меня творческому и системному подходу в работе. Я перенял у них бесценный опыт в преподавании истории и во многом благодаря им стал высококвалифицированным специалистом.
Не могу не отметить некоторых моих однокурсников, которые сегодня тоже работают в системе образования. Мы часто встречаемся с Востриковым Игорем, Ахметшиным Булатом и обсуждаем новые методики, подходы, формы в преподавании. Совместно проводим образовательные мероприятия: Республиканская профильная смена по олимпиадной подготовке по истории совместно с Республиканским олимпиадным центром.
Анализируя свой жизненный путь и людей, встретившихся мне на этом пути, я пришел к однозначному выводу о том, что все наши встречи не случайны, и каждая из них чему-то нас учит. Подтверждение своих мыслей нашел в словах канадского писателя Робина Шарма: «Любой человек в нашей жизни появляется именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в уроке, который он с собой несет».
Остается добавить только одно: главным учителем для меня является сама жизнь. Честная, правдивая, без фальши и самообмана. Исключительно опыт решения задач и проблем, победы и поражения подарят человеку знания, обладание которыми превратят его в Человека с большой буквы. А мои ученики всегда будут напоминать мне об этом.