SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством многофункциональных игр и пособий"

1 jpg

Презентация опыта работы
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством многофункциональных игр и пособий, изготовленных из нити»
Цель: Развивать творческие способности детей посредством многофункциональных игр и пособий, изготовленных из нити
Задачи:
- расширение представлений детей о возможностях обычных материалов (нити);
- развитие умений находить неожиданные варианты использования нити;
-обучение конструированию и моделированию;
- расширение представлений детей о нитках, его качествах и свойствах;
-установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования;
-расширение представления детей о разнообразии изделий из ниток, их назначении;
-развитие умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, мягкость, не тонут, лёгкие и т. д.).
-развивать умение делать выводы;
- развитие творческого мышления, воображения;
- воспитывать бережное отношение к изделиям, сделанными собственными руками
- воспитывать аккуратность.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть насыщена игровыми материалами, спортивным инвентарём, соответствующими возрастным особенностям и реализуемой программе. Задача воспитателя – создать в группе условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования.
Актуальность моей темы обуславливается, тем, что важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.
Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Поэтому вот уже несколько лет использую в своей работе игры и пособия, изготовленные из нитей. Я предпочитаю делать их своими руками, ориентируясь на интересы детей и их возрастные особенности.
Нить – великое изобретение человека. Мы не представляем себе жизнь без теплой и удобной одежды, без тканей, создающих уют в доме. Нить нужна и интересна современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности. Нить учит, развивает, забавляет и помогает творить. Нить бывает разной фактуры, разной цветовой гаммы, нить можно сочетать с картоном, бумагой, клеем, бусинами, пуговицами и бисером, проволокой, тканью и т. д.
Игры, изготовленные из нити можно использовать для занятий, досугов, индивидуальной деятельности с детьми. Представленные игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены, на всестороннее развитие личности и раскрытие потенциальных возможностей дошколят. Игровые пособия содержат методические рекомендации по их использованию, описание хода игры, а также комментарии к ситуациям, используемым в игре.
Применение данных дидактических пособий поможет обеспечить
качество реализации программы ДОО, возможность индивидуализации обучения, организацию учебной деятельности с широким использованием современных педагогических технологий по развитию детей дошкольного возраста.
Я заметила, что дети более бережно относятся к самодельным играм, потому что они видят, что это сделала их воспитатель, и уже в старшем дошкольном возрасте принимают активное участие в изготовлении игр и пособий.
Практическая значимость моей работы в данном направлении в том, что используя многофункциональные игры и игровые пособия, решаются одновременно задачи нескольких образовательных областей. Приведу несколько примеров моих игр.
1. «Весёлый огород» - решатся задачи образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
2. «Занимательные фигурки» - решатся задачи образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
3. «Театр масок», «Пальчиковый театр», «Театр на ложках» - решатся задачи образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
4. «Вкусный бутерброд» - решатся задачи образовательной области «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевая игра «Семья» и т.д., накрой на стол)
5. «Домашние заготовки» - решатся задачи образовательной области «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
6. «Одень куклу» - решатся задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: (знакомятся с профессией модельер-конструктор), «Познавательное развитие». (цвета, форма, предметы одежды), нац.-рег.компонент.
Любая из этих игр развивает творческое мышление, воображение, эстетические чувства, мелкую моторику. А самое главное - вызывает положительный эмоциональный отклик у детей.
В моей группе я сделала много разнообразной атрибутики для сюжетно-ролевых игр.
Социально-коммуникативное развитие:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- Соблюдение элементарных правил работы с различными материалами.
Речевое развитие:
- Расширение и активизация предметного словаря;
- Обогащение пассивного словаря детей;
- Развитие зрительного внимания, логического мышления.
Познавательное развитие:
- Формировать представление о различных видах ниток;
- Уточнять знания о способах производства ниток;
- Учить различать нитки по внешнему виду;
- Расширение кругозора детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- Формирование целостной картины мира посредством чтения детской художественной литературы;
- Развитие эстетического восприятия и умение передавать увиденное в поделках;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей в работе с нитками.
Физическое развитие:
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- Развитие мелкой моторики.
Новизна моей работы:
1. Используем нить для оформления группы, участка
2. Используем нить в опытно-экспериментальной деятельности
3. Использование нетрадиционных методик в работе с нитью в художественном творчестве детей (ниткография, изонить, спирелли), замена традиционных материалов (бумагу на нить в технике папье- маше)
В течении учебного года провожу мониторинг развития творческих способностей по методике Н.В. Шайдуроввой "Мониторинг результатов художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста" (диаграмма мониторинга на конец 2015-2016 уч.года в прикрепленных фото).
Ожидаемый результат:
- Знания о различных видах ниток и их происхождении;
- умения нетрадиционной работы с нитками;
- выставка творческих работ детей;
- активное участие родителей в деятельности ДОУ и группы;
- развитие творческих способностей детей.
Свой опыт работы по данной теме я транслировала на и педагогических советах в детском саду, на районных методических объединениях. Имею свою методическую разработку «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством многофункциональных игр и пособий, изготовленных из нити».
С детьми начиная с младшей группы, мы поэтапно учились работать с нитью. Сейчас у меня подготовительная к школе группа. Если в младших группах я сама для них изготовила игры из нити, теперь они сами с удовольствием принимают активное участие в этом процессе. В работе с нитью дошкольников особенно привлекает возможность самим создавать поделки, придумывать, изобретать что-то новое принимать изменения и новшества, стремится экспериментировать с замыслами, искать новые пути решения. А это и есть качества креативной, творческой личности, предпосылки которой мы должны заложить в дошкольном детстве в соответствии с требованиями современной жизни и образовательными стандартами.