SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы

FotorCreated 1

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием. Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт. Именно поэтому для своей работы я выбрала следующую методическую тему: «Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
Речевые нарушения отрицательно влияют на изменения в развитии не только речи, но и на познавательную, интеллектуальную, социальную сферы личности дошкольника. В связи с этим я начала интересоваться таким вопросом как формирование внимания у дошкольников.
После длительного изучения специальной литературы и опыта ведущих специалистов данной области, мною было разработано методическое пособие, включающее в себя целый комплекс игр для развития всех свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Предлагаемые игровые приемы не только важны для развития внимания, а также способствуют общему развитию детей, помогают подготовить их для дальнейшего обучения и воспитания. Выполнение заданий позволяет: развивать навыки умственной работы, развивать мелкую моторику рук, развивать способность к сосредоточению и усидчивости, развивать коммуникативные навыки.
Продолжая работу по своей методической теме, я столкнулась с проблемой как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, и он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. Я открыла для себя одну из инновационных форм работы с дошкольниками - создание интерактивной книги - «лэпбука» различной тематики, в основе которой лежит игровой прием. Играя, дети учатся контролировать полученный ре¬зультат, имеют возможность развивать познавательные инте¬ресы.
Лэпбук представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), и в них организован и записан изучаемый материал.
Мной были разработаны лэпбуки на различные лексические темы, автоматизацию звуков речи, кроме того создана картотека игр и заданий к данным интерактивны книгам, а также индивидуальные папки для каждого ребенка. Кроме того, дети могут поиграть в свободной деятельности с отдельными карточками из пособия для автоматизации поставленных звуков и закреплению пройденного материала.
Используя в своей работе лэпбук, обратила внимание на то, что усвоение изучаемого материала стало происходить быстрее. Дети более усидчивы и внимательны, быстрее происходит процесс автоматизации и дифференциации звуков речи, закрепляются лексико-грамматические категории и развивается связная речь дошкольников. Предлагаемые задания вызывали интерес у детей, стремление их выполнить, повышали их активность, активизировали познавательную деятельность.
Наблюдая за детьми, с которыми проводилась коррекционная работа без использования лэпбука, мною был отмечен спад заинтересованности дошкольников во время образовательной деятельности. Мне приходилось включать фантазию и перестраивать структуру занятия для того, чтобы смотивировать их на дальнейшую работу.
Такая игровая интерактивная книга – это современная эффективная технология обучения, поскольку именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.
В своей работе я также использую методические разработки ведущих специалистов в области логопедии и разрабатываю сама дидактический материал. Использую подготовительные упражнения для раз- вития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Детям очень нравятся различные виды самомассажа: кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики. На основном этапе логопедической работы использую массажные шарики в сочетании с упраж- нениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматиче- ских категорий, способствующих повышению физической и умственной работоспособности дошкольников. Особое значение придаю развитию фонематического восприятия, как средству профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
Кроме основной работы с детьми, я также активно провожу работу с педагогами нашего детского сада и родителями моих воспитанников. Это непосредственное участие в семинарах-практикумах, творческих мастерских, родительских собраниях, открытых занятиях, конкурсах.
В 2014 году была награждена грамотой Управления Образования Исполнительного комитета г.Казани Ново-Савиновского района. Грамота Управления Образования Исполнительного комитета г.Казани по Авиастроительному Ново-Савиновского районам за II место муниципального этапа конкурса «Лучший учитель года города Казани – 2014», 2014г. Сертификат Управления Образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани за участие в городском этапе конкурса профессионального мастерства «Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения», 2014 г. Грант главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского района г.Казани 2014 г.
Естественно, я не собираюсь останавливаться на достигнутом и в моих планах новые разработки пособий, их усовершенствование.

Прикрепленный файлРазмер
IMG_1735.JPG28.42 кб
IMG_1765.JPG28.34 кб
IMG_1713.JPG29.19 кб