SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы

 "Зимняя рябина"  Бережем природу: "Ландыши"  Нарциссы для мамы!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №272 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района города Казани

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №272 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района города Казани

ХРУСТОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

Образование- Высшее.Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2006 г.
Специальность -«Педагогика и методика начального образования»
Квалификация- Учитель начальных классов
Дополнительное профессиональное образование-
Профессиональная переподготовка по программе «Организация и методика дошкольного образования». Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр социально – гуманитарного образования», 2015г.

Педагогический стаж 14 лет
Стаж работы в ДОУ 12 лет, с 2005 года
Должность-Воспитатель
Основная миссия воспитания:
Не навредить, а наполнить детскую душу любовью, творчеством, разумным и прекрасным, и оградить её от злых вторжений. Воспитатель – мастер взаимодействия ребенка и окружающего мира!

Педагогическое кредо:
Любовь к детям — это основное правило в воспитании. А любовь способна творить чудеса! Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым!

В 2002 г закончила Казанский педагогический колледж и в 2006 г Казанский государственный гуманитарно-педагогический университет по специальности «Педагогика и методика начального образования», учитель начальных классов. В педагогическом колледже я получила еще одну специальность -учитель труда и свою трудовую деятельность начала с школы, учителем труда в старших классах.
Профессия «Воспитатель» заинтересовала меня, когда мой сын начал ходить в детский сад. Я влюбилась в эту профессию и поняла, что мое призвание- быть воспитателем! С 2005 г я начала работать воспитателем в детском саду. Любой педагог обязан всегда находиться в профессиональной среде и постоянно искать: новое содержание, новые методы и практики, новое знание о дошкольниках. И для этого в 2015 г я прошла профессиональную переподготовку по программе «Организация и методика дошкольного образования».
Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Моя задача – заполнить этот сосуд добром, творчеством, знаниями, умениями и навыками.
После мамы, воспитатель- первый учитель, который встречается на жизненном пути ребёнка. Это та самая профессия, когда ты в душе всегда остаёшься ребёнком, иначе дети просто не примут в свой мир, не подпустят к своему сердцу.
Моя профессия – самая творческая профессия на земле, позволяющая реализовать себя как педагог, психолог, художник, режиссёр, актёр, сценарист. И следовательно, самая яркая, нужная, востребованная и значимая профессия. Воспитатель должен не просто любить детей, а еще должен быть чувствующим человеком, внимательным, а главное – неравнодушным, переживающим за их успехи и неудачи. Мне интересно ежедневно узнавать что то новое, осваивать современные технологии и знания в области дошкольного воспитания, ведь многому я должна научить моих воспитанников: помочь в устанавливании связи ребёнка с миром людей, природы, предметным миром; приобщать к культуре, к традициям своего края, к общечеловеческим ценностям, развивать патриотизм, любознательность, формировать интерес к творчеству.
Передо мной встал вопрос, как организовать эту работу с детьми, раскрыть и развить в ребёнке то, чем богата каждая личность?
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Однако сейчас, у многих детей до 3 лет наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук, соответственно, в дошкольном возрасте у них появляются проблемы с речью. А ведь речь является одним из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.
Развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста способствуют различные виды продуктивной деятельности: изобразительная и конструктивная. К ним относятся: рисование, аппликация, лепка, конструирование и изготовление поделок. В процессе которых у детей развиваются сенсорные и умственные способности, речь, познавательные процессы, наглядно-образное мышление; формируется зрительная память ребенка.
Близкое для меня искусство «Работа с бумагой», поэтому я решила привлечь детей к такому виду продуктивного творчества как Бумагопластика.
Для этого я поставила перед собой цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности, в основе которых лежит искусство –Бумагопластика.

Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие задачи:
1. Создание условий для развития и художественно-творческого взаимодействия педагогов, детей и родителей через продуктивную деятельность;
2. Воспитание интереса к искусству бумагопластики.
3. Формирование согласованных действий мелкой моторики рук и глазомера.
4. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий, выполнять работу в различных вариантах.
5. Поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики, оригами и квиллинга( в зависимости от возраста детей)
6. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
7. Развитие коммуникативных навыков и толерантности при объединении детей в творческие группы, совершенствование стиля партнерских отношений.
8. Воспитание инициативности, самостоятельности, творческого отношения к делу

Хотелось бы добавить, что продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного- патриотического воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности. В процессе продуктивной деятельности дети знакомятся с историей происхождения народной игрушки, предметом быта, сами изготавливают их; знакомятся с культурным наследием народов Республики Татарстан, т.к. в наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл, я решила объединить задачи по развитию продуктивной деятельности и воспитанию нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Вот уже 2 года я работаю над методической темой «Творить и мастерить, любить и уважать –добром Родину украшать», цель которой- развитие художественно-творческих способностей детей через продуктивную деятельность, воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
Начала я эту работу с того, что сама делала и дарила детям подарки, выполненные из бумаги, ткани и природного материала, которые были посвящены также и темам патриотического характера. Дети заинтересовавшись, пожелали самостоятельно выполнить эти работы, проявляя инициативу и стремление сделать красиво и подарить их своим близким, друзьям.
Влияние на развитие способностей к творчеству и воспитанию нравственно-патриотических чувств во многом оказывает среда, окружающая ребёнка, поэтому в группе я создала развивающую предметно-пространственную среду, которая побуждает ребёнка к творчеству:
- изоцентр с нетрадиционными материалами,
- разнообразные театры,
- центр экспериментирования и моторики,
- дидактические игры для развития речи,
- центр краеведения,
- технические средства,
- наглядный материал

В процессе работы я разработала его алгоритм:
1.Создание развивающей предметно – пространственной среды.
2.Выбор предмета для изготовления поделок, их нравственно – патриотическое назначение в жизни каждого человека.
3. Знакомство со свойствами материалов.
4. Обучение приемам изготовления.
5. Изготовление поделок.

Для поддержки детской инициативы, сохранения высокой активности, работоспособности на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, в работе с детьми я использовала нетрадиционные материалы и технику, такие как:
1. Игры с бумагой - полезное время провождение. Эти игры можно отнести к развлекательным. Хотя в определенном смысле их можно отнести и к развивающим играм. С помощью них можно развивать определенные умения и навыки.
2. Мятая бумага - мять бумагу это очень хороший способ снять стресс и внутреннее напряжение.
3. Обрывная аппликация- этот способ хорош для передачи фактуры образа . В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
4. Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
5. Оригами (от японского- сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
6. Работа с салфетками. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки шедевры без ножниц.
7. Квиллинг (бумажная филигрань) (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
8. Ленточная аппликация- этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение. При помощи ленточной аппликации мы получаем настоящую гирлянду из нужного изображения.

Моя работа основывается на:
- совместной деятельности педагога с детьми;
-работе педагога с родителями;
-совместной деятельности родителей и детей.

Мною были разработаны конспекты занятий, составлена картотека игр и упражнений, которые организовала с детьми; для родителей подготовлен ряд консультаций, рекомендаций, проведены мастер – классы, н – р «Развитие художественно-творческих способностей детей», «Нетрадиционные техника художественного исполнения», где родители познакомились с нетрадиционными материалами и техниками художественного творчества; родительские вечера; дни открытых дверей, выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, не забывая раскрывать задачу нравственно – патриотического воспитания, т.к. дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, где каждая семья, под руководством родителей, обязана вырастить будущего гражданина добросовестным, знающим и уважающим свою Родину.
Развитие художественно-творческих способностей детей через продуктивную деятельность, воспитание у детей нравственно-патриотических чувств –это очень интересная тема не только для детей и меня, но и для педагогов детского сада. Свой опыт я распространяю на уровне детского сада в рамках педагогических советов, семинаров, консультаций для педагогов, коллективных просмотров. На уровне районных методических объединений, на республиканских курсах повышения квалификации.
Мои воспитанники под моим руководством принимают участие в различных конкурсах: международного, Всероссийского уровня, где получили дипломы за 1 место, н-р.
- Диплом воспитаннику Шарафутдинову Аскару за 1 место во Всероссийском конкурсе «Мои домашние питомцы» номинация: рисунок, руководитель: Хрустова С.А.
- Диплом воспитаннику Султонову Амалю за 1 место во Всероссийском конкурсе «Мои домашние питомцы» номинация: фотография, руководитель: Хрустова С.А.
Собрав весь накопленный опыт и материал, я разработала авторский проект: «Творить и мастерить, любить и уважать –добром Родину украшать» на который получила положительный отзыв заведующей отделением дошкольного образования ПМЦ ПК и ППРО КФУ, кандидата педагогических наук , доцента Р.К. Шаеховой.
Оценивая свою работу, я считаю, что поставленные мною цель и задачи решены:
- мною создана развивающая предметно – пространственная среда, которая разнообразна по своему содержанию, учитывающая индивидуальные интересы детей;
- созданы условия для их достижения - имеется необходимые учебные пособия, дидактический и наглядный материалы, технические средства обучения.
Анализируя продукты детской деятельности, беседуя и наблюдая за детьми, оценивая их интегративные качества, я могу с уверенностью сказать, что мои воспитанники любознательны, активны, владеющие различными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; имеющие первичные представления о себе, семье, обществе, государстве.
В результате работы по развитию художественно-творческих способностей через продуктивную деятельность, воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств, воспитанники:
-Имеют представление об искусстве оригами, квиллинга и различных приемах работы с бумагой;
-Оперируют понятиями базовых форм оригами и квиллинга;
-Обладают умением следовать устным инструкциям педагога, создавать различные изделия в технике оригами и квиллинга;
-Проявляют нестандартность мышления при создании композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и квиллинга;
- Выделяют предмет труда, его нравственно – патриотическое назначение в жизни каждого человека
- Проявляют умение предвидеть результат труда, раскрывая его ценность, важность и серьезность в развитии нравственно – патриотических чувств.

Работая с дошкольниками, я не замечаю ни времени, ни своего возраста. Мне важно всё, что волнует, тревожит и радует моих детей. Значит, я на правильном и верном пути. А значит, я должна творчески работать, применять новые инновационные технологии в работе, быть энергичной, талантливой, коммуникабельной, молодой душой, создавать уют, тепло и комфорт каждому ребёнку. Необходимо превратить группу «в островок счастливого детства», распахнуть для детей свое доброе сердце и научить их любить мир, страну, людей и всё то, что их окружает, научить создавать и приумножать окружающий мир. Ведь дети – наше будущее! И всем нам совсем не безразлично, какими они вырастут!