SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Игра как проявление детского творчества

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Задача дошкольного воспитания должна состоять не в максимальном ускорении развитии ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в правильном и целостном развитии ребенка.
В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Для детей старшего дошкольного возраста характерна игровая и музыкально-игровая деятельность .
Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела.
По мнению психологов, игра - ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические, духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Значение игровой деятельности:
1.Обеспечивает развитие двигательных, умственных, речевых навыков
2.Способствует всестороннему развитию ребенка
3.Расширяет сферу их интересов, возникает потребность в занятиях; происходит становление мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе
4.Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий
5.Ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности; укрепление саморегуляции поступков.
Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.
Велики возможности игры в формировании и развитии творческой деятельности детей. В игре изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становится более связным; жизнь отражается в игре все полнее и реальнее; мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими; фантазия делается богаче; средства изображения разнообразнее; развивается согласованность действий, обдуманность. Игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий. В игре начинает формироваться творческая деятельность детей.
Детское творчество- одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Воспитание творчества в игре мы понимаем как развитие у детей инициативы, активности, творческой фантазии, умения придумать игру, осуществить задуманное. Творчество нельзя противопоставлять подражанию. Ведь сущность игры - отражение действительности, подражание взрослым. Если мы обогащаем ребенка впечатлениями от окружающей жизни, то его воображение развивается; он лучше, полнее, правильнее подражает деятельности взрослых .
Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
Виды детского творчества:
-Художественное (изобразительное, литературное)
-Техническое
-Музыкальное

Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П.Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности.
Л.С. Выготский считал игру основой, источником любого творчества, его подготовительной ступенью. Особенность детского творчества состоит в том, что оно связано с игрой. Из всех видов художественной деятельности детей исследователь выделял драматизацию как наиболее своеобразную двигательной природе воображения детей и наиболее близкую к игре. Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость.
Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы. Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей - новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка. Для детского творчества характерны гуманизм и оптимизм - всегда побеждает добро.
Ребёнок ещё не знает о сложной закономерности событий и отношений между людьми, поэтому его герои просты и ясны в своих положительных поступках, он их любит и стремится к их безусловному благополучию. Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Оно имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых.
Благодаря исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи В.Глоцер, Б.Джеферсон утверждают, что любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности . Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.
Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов. Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной.
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное творчество имеет большое значение в восприятии ребёнком окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное творчество - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развиваются зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями .
Чем же характеризуется детское музыкальное творчество? В пении это импровизация простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно. Эти проявления возникают очень рано и позволяют ребенку выполнять творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст, воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс); передать грустное или веселое настроение. В музыкальной игре это собственная трактовка различных персонажей, характер которых подсказан программной пьесой, инсценированием песен по литературной основе. Здесь возможны проявления стереотипных движений. Творческими их можно назвать в том случае, если ребенок придумал оригинальное движение, характерные повадки, интересно выразил поведение персонажа в соответствии с музыкой и литературным текстом. Танцевальное творчество проявляется в умении детей комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, сочинить простой танец типа польки. Если в сочинительстве участвует несколько детей, то варианты коллективно обсуждаются и лучший из них разучивается, а иногда исполняется на праздничном утреннике. Музыкальное творчество активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла, способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев, игр, хороводов. Старшие дошкольники могут, например, самостоятельно составить небольшую партитуру для оркестра: прослушав пьесу, предлагают отдельные фрагменты исполнять на тех или иных инструментах, проявляя свою индивидуальность достаточно ярко.
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и даже в области слушания музыки. Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части) как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

Примеры музыкально-дидактических игр:
1. Игры для развития звуковысотного слуха «Ступеньки»
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, фортепиано.
Ход игры: а) музыкальный руководитель играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
- Игру можно провести с использованием игрушек (матрешка, мишка, зайчик). Музыкальный руководитель исполняет на инструмен¬те мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
2. Игры для развития чувства ритма «Наше путешествие»
Игровой материал: Металлофон, бубен или барабан, треугольник.
Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям обыграть неболь¬шой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. Пример рассказа: Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на треугольнике). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через ска¬калку. Вот так (ритмично ударяет в барабан, или бубен). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепры¬гивая через ступеньки (играет на металлофоне)
3.«Учитесь танцевать»
Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по чис¬лу играющих). Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей ма¬ленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— го¬ворит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повто¬ряют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, пра¬вильно выполнивший задание. 4. Игры для развития тембрового слуха «Слушаем внимательно»
Игровой материал: Магнитофон, CD инструмен¬тальной музыки, знакомой детям; карточки с изображением музыкальных инстру¬ментов (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).
Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся карточки с изображением музыкальных инструментов. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструмен¬ты исполняют это произведение, и найти соответствующую карточку. Игра проводится на музыкальном занятии с целью закреп¬ления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.
5. «Музыкальные загадки»
Игровой материал: Металлофон, треугольник, бу¬бен и т.д.
Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за кото¬рой находятся ребенок – ведущий. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого ока¬жется большее число фишек.
6. Игра для развития диатонического слуха «Громко-тихо»
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удале¬ния от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. Игру можно провести как развлечение.
7.Игры для развития памяти и слуха «Слушаем музыку»
Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содер¬жание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), магнитофон и записи на CD.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произ¬ведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают. Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.
8.«Какая музыка?»
Игровой материал: Магнитофон, CD с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.
Ход игры: Детям раздают карточки. Музыкальный руководи¬тель, исполняет на фортепиано музыкальные пьесы или они звучат на CD, соответствующие содержанию рисунков на карточка. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.