SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта работы...

jpg

Я, Халикова Ирина Витальевна, работаю в МБОУ «Гимназия №50» Кировского района с 1988 года. Статус гимназии с этнокультурным компонентом является для меня благодатной почвой для организации образовательного процесса, в котором немалую роль играет процесс формирования культурологической компетентности как составляющей личностного развития и саморазвития ученика.
На своих уроках я предоставляю каждому ученику возможность реализовать себя в познании учебной деятельности, опираясь на развитие внутренней мотивации. Использую гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных и личностных особенностей обучающихся, при этом ориентируюсь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Результатом является изменение позиции ученика – от исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. На уроке действую как организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Использую методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учётом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки ученика по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками, при этом учитываются личностные особенности каждого ученика, создаются условия для его развития путём предоставления выбора форм и способов деятельности.
Проектная деятельность отражает поиск разрешения проблем, тесно связанных с жизнью, что вызывает и поддерживает интерес предстоящей деятельности.
Внеурочная деятельность дополняет мою работу на уроке по своему. Команда обучающихся гимназии принимает участие в республиканской олимпиаде по геологии, которая проводится под эгидой президента Республики Татарстан. Для обучающихся провожу занятия в рамках различных выставок, музеев и др.
Я опираюсь на возрастную периодизацию и основные виды деятельности, разработанные Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым (технология развивающего обучения). В среднем звене я использую игровую технологию, созданную Б. П. Никитиным на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В подростковом возрасте применяю технологии самостоятельного коллективного обучения, КТД (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко). В юношеском возрасте наиболее эффективны технологии индивидуализации обучения (И. Э. Унт, А. С. Границкая, В. Д. Шадриков), они дают простор для творческого самовыражения и самореализации. На уроках использую различные формы обучения: монологическую, диалогическую, полилогическую; использую ситуацию успеха, одобрения, поощрения, строю беседу на равных, поддерживая ответы учащихся, при выставлении оценки учитываю не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа учащегося. При организации учебно-познавательной деятельности применяю различные формы: фронтальную, парную, групповую, индивидуальную, коллективную. Смена видов деятельности и выполнение заданий различного уровня сложности повышают интерес к предмету, устраняют психологическую нагрузку, позволяет учащимся максимально развивать свои способности и умения.
На уроках географии источниками информации являются учебники, справочники, карты, научно-популярная литература, периодические издания, информационно-коммуникативный ресурс. Очень удачным моментом для активизации мыслительной деятельности обучающихся играет интерактивная карта, на которой учитель может показать информационной материал, далеко уходящий от содержания учебника.
Особое место в моей работе отводится диагностике развития личностных особенностей обучающихся. Для меня очень важно, чтобы личностные познавательные способности соответствовали достигнутым результатам в обучении.