SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Клавишный синтезатор: проблемы преподавания

Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства" - 2014

На пороге 21 века, спустя почти век после изобретения телармониума, в мир музыкального исполнительства вошли клавишные синтезаторы. Вошли и на самом высоком сценическом уровне, в лице таких исполнителей как Жан Мишель Жарр, Джон Ллойд, Вангелис, и, благодаря покупательской доступности, на обывательском уровне, как инструменты домашнего музицирования. Новые инструменты сразу завоевали своих поклонников, а в музыкальной педагогике зародилось новое направление – преподавание игры на клавишном синтезаторе. Методика преподавания клавишного синтезатора находится ещё на пути становления, но уже сейчас ей приходится преодолевать волну критики, связанной с любительским пониманием инструмента.
Синтезатор может воспроизводить не только собственно нажатые клавиши, но и сэмплы – блоки или фрагменты звучания одного или нескольких тембров, в том числе и шумовых. Нажатие одной клавиши, по сути – кнопки, может привести к многоголосному и многотембровому звучанию. Манипулирование этими сэмплами, на самом деле, - задача сложная, требующая знаний и мастерства в формообразовании, инструментовке, аранжировке, композиции. При этом синтезатор, как и любой другой музыкальный инструмент, способен выражать звуками художественную идею.
Методика преподавания синтезатора иногда ошибочно понимается как продолжение фортепианной методики. Однако фортепиано и синтезатор схожи между собой только клавиатурой. В той же степени на синтезатор похож и аккордеон, и орган, и другие клавишные инструменты. Специфика игры на клавишном синтезаторе заключается в следующих моментах: - игра в положении стоя. Руки, корпус исполнителя располагаются под иным углом, чем у других музыкантов, играющих на клавишных инструментах. Говорить о пианизме в руках клавишника неуместно. Существует несколько подходов к организации исполнительского аппарата и все они - непианистические. К примеру, в одной из московских школ принято играть с широко, нарочито расставленными локтями, видимо, для усиления сценического эффекта, в другой педагогической концепции говорят о выдвижении кисти от клавиш ближе к исполнителю, что говорит об отказе использования полновесной кисти. - значительную часть панели управления синтезатора занимает не клавиатура, а кнопки, переключатели многообразных функций. По сути, главной областью владения синтезатором является компьютерная начинка, знание которой и позволяет создавать на синтезаторе неповторимые ни на каком другом инструменте художественные образы. - багаж знаний клавишника должен содержать знания по инструментовке, оркестровке, звукорежиссуре, композиции, аранжировке, импровизации, даже физике звука. Клавишник ответственен не только за воспроизведение нотного текста, но и за средства, избранные для его произнесения – тембровые, фактурные, акустические решения, формообразование композиции.
Проблема методики преподавания синтезатора заключается в том, что педагоги по классу синтезатора пока сами далеки от совершенства. Большинство педагогов – пианисты по образованию – для получения дополнительной квалификации проходят курсы подготовки преподавателей игры на клавишном синтезаторе, где в сжатые сроки восполняют необходимый набор знаний. При этом даже ведущие специалисты в области электроклавишных инструментов признают, что вкус и владение хорошей аранжировкой формируются не сразу, а в течение длительного времени, благодаря постоянному слушанию, анализированию звукового материала, как классического, так и современного.
Другой проблемой надо считать отсутствие преемственности учебного процесса для юных клавишников. В средних специальных учебных учреждениях не готовят специалистов по игре на клавишном синтезаторе. Лучшей альтернативой для ученика, успешно окончившего школьный курс, представляется пока поступление в колледж на специальность «композиция» или «звукорежиссура». Обычно же такие ученики пускаются в «вольное плавание», становясь в многочисленные ряды аранжировщиков, композиторов музыки массового жанра, или ищут пути самореализации на сцене в составе вокально-инструментальных ансамблей. В последнем случае им приходится начисто отказаться от академического подхода к синтезатору и обратиться к самым простым, развлекательным функциям синтезатора – автоаккомпанемент, ритм-секция, исполнений пэдовой (аккордовой) партии в ансамбле.
Педагогика клавишного синтезатора ещё в начале пути, но уже сейчас надо признать, что изучение этого инструмента становится насущной потребностью для большинства педагогов-музыкантов. Использование синтезатора в курсе сольфеджио (например, для слухового анализа, тембровых диктантов), музыкальной литературы, в качестве ансамблевого, аккомпанирующего, иллюстрирующего и, само собой, солирующего инструмента стало неотъемлемой частью учебного процесса музыкальной школы, школы искусств. Необходимо как можно скорее организовать квалифицированную подготовку педагогов музыкальных школ в изучении синтезатора. Понимание особенностей нового инструмента, глубокое знание его возможностей, мастерство владения игры на синтезаторе и знания аранжировки позволят организовывать учебный процесс на современном уровне. Кроме того, если заниматься синтезатором не поверхностно, как порой ещё бывает в образовательных учреждениях и довольно распространено среди любительской аудитории, а со всей полнотой и грамотностью, раскроются богатейшие ресурсы новой музыкальной выразительности, исчезнет налёт дилетантизма, связанный с восприятием синтезатора.
Пути развития исполнительства на клавишном синтезаторе могут быть самыми различными. Гитара, к примеру, за многовековую свою историю, была, есть и будет многоликой. Она может быть и народной, и классической, и блатной, и демонической, и эстрадной, и лирически интимной. К сожалению, клавишный синтезатор почти сразу испытал и, даже утвердил за собой принцип эстрадно-упрощённого подхода. Нам, педагогам, предстоит захватить процесс постижения клавишного синтезатора в учебное русло, и тогда, может статься, через несколько лет мы сможем восстановить репутацию этого интереснейшего, многообразного инструмента с большими перспективами.