SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Музицирование на клавишном синтезаторе: возрождение традиции

3e276219b0f1bd83205c459c4f93637a

1. Понятие музицирования
2. Возрождение музицирования
3. Формы музицирования на клавишном синтезаторе

1. Понятие музицирование имеет различные трактовки. В Большой советской энциклопедии музицирование
(от нем. musizieren — заниматься музыкой) трактуется как исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. В более широком
понимании музицированием считается вообще игра на музыкальных инструментах.
Существует внушительное количество трудов, посвященных вопросам педагогического воздействия на развитие творческого потенциала учащихся через музицирование. Разработка этих вопросов особенно актуальна в педагогике дошкольного и школьного уровня, на этапе формирования и развития творческих свойств личности. Исследования, содержащие методическое обоснование развития креативности, подтверждают важность совершенствования творческих навыков учащихся с помощью музицирования.
Встречаются определения отдельных видов музицирования – домашнее, народное, салонное, любительское. Домашнее музицирование видятся традицией, уходящей корнями в народное творчество. На протяжении многих веков существовала органическая связь человека с музыкой. Музыка и музицирование окружали человека с момента рождения и на протяжении всей жизни. В труде, в редкие моменты отдыха, в различных жизненных ситуациях песня, инструментальное творчество звучали как естественное отражение духовного мира человека. Народное музицирование не знало педагогических установок. Воспитание музыканта в этой среде держалось на коллективном общении взрослых и детей. Ребенок приобщался к музыкальному искусству непосредственно через участие в процессе музицирования. Будучи участником коллективного действа, он учился передавать музыкальное содержание, определяя на слух насколько верно его исполнение.
С 17 века в России начинают развиваться европейские формы музицирования. В состоятельных домах появляются европейские инструменты. Обучение игре на музыкальных инструментах становится постепенно неотъемлемой частью образовательной программы. Как часть культуры домашнего музицирования утвердилась практика домашнего обучения музыке.
Любительским музицированием называют процесс добровольного, часто спонтанного, а не обусловленного различными факторами, как в профессиональном искусстве, занятия. Данный вид художественно-творческой деятельности изучался ранее, но не достаточно широко (В.И. Адищев, В.П. Оснач, И.А. Хвостова). Значение любительского музицирования, по мнению ученых, состоит в том, что, с одной стороны, такое музицирование построено на личностно-ориентированном обучении, направлено на развитие художественно-эстетического восприятия мира, то есть на формирование музыкальной культуры ребенка как части его духовной культуры. С другой стороны, любительское музицирование способствует актуализации интереса к музыкальному искусству, развитию способности к творческому самовыражению, социальной адаптации детей в обществе, выявлению их художественных способностей и тем самым играет большую роль в музыкально-профессиональной мотивации. Музицирование - приносящая удовлетворение и имеющая индивидуальную духовную ценность деятельность личности, включающая психологический эффект снятия напряжения и получения эстетического наслаждения.
Здесь музицирование трактуется как метод музыкального воспитания, основанный на раскрытии творческих способностей учащегося. В социальном аспекте клавишный синтезатор стал причиной возрождения культуры музицирования – как на любительском, т.н. «домашнем» уровне, так и в среде музыкального образования. Сферой применения интерактивного клавишного синтезатора, в основном, является любительское музицирование.
2. В данной работе речь идет о последнем типе инструментов, которые для удобства предлагается называть клавишными синтезаторами. В целом, клавишные синтезаторы не обладают единообразием – в них может отсутствовать функция записи, усиления и воспроизведения звука (вместо этого они могут быть оснащены разнообразными входами /выходами на внешние устройства). Они обладают большим количеством высококачественных тембров, многочисленными функциями для обработки тембров и возможностью создавать пользовательские тембры. Ряд синтезаторов, вместо клавиатуры фортепианного типа, оснащен особыми аппаратами управления – например, контроллером колебаний воздуха, реагирующим на интенсивность дыхания исполнителя, сенсорным контроллером, чувствительным к касанию, инфракрасным контроллером, реагирующим на движения в пространстве. Источником звука в синтезаторе служит семплер. Он может не только воспроизводить заложенные в память голоса и записывать с помощью микрофона новые тембры, но и получать новое звучание существующих тембров с помощью редактирования.
Клавишный синтезатор предоставляет обладателю инструмента возможность выбора – будет ли он использовать его как исполнительский инструмент для концертной практики и домашнего музицирования, или сделает из него студийный музыкальный компьютер для создания фонограмм. Клавишный синтезатор отличается многотембровостью, оснащен автоаккомпанементом, секвенсером, банком регистрационной памяти, банком готовых сонгов, и, в некоторых моделях, мультипанелью для записи коротких музыкальных фраз. В данной работе мы обращаемся к электронным клавишным инструментам, получившим широкое распространение в сфере школьного музыкального образования. К ним относятся интерактивные клавишные синтезаторы полупрофессионального и профессионального уровня, рабочие станции, музыкально-компьютерные приложения.
3. Обучение музыкальному искусству на новейшем музыкальном инструменте позволяет наиболее плодотворно формировать творческий потенциал учащихся. Сложность выполнения этой задачи связана с недостаточным количеством исследований по данной проблематике. Существует монография И.М.Красильникова, научные разработки в области электронного музыкального творчества в образовании (O.A. Подкопаева И.Р. Черешнюк). Однако научных работ по формированию навыков музицирования в процессе обучения игре на интерактивном клавишном синтезаторе пока нет. В существующая система дополнительного музыкального образования не достаточно обоснованы идеи музыкального воспитания и формирования навыков музицирования на клавишном синтезаторе. Эта проблема не нашла достаточного освещения и в научной литературе. Вместе с тем, очевидно, что электронно-клавишные инструменты занимают важное место в среде любительского и домашнего музицирования, на начальной стадии музыкального образования, активно и позитивно воспринимаются подрастающим поколением. Во многом благодаря синтезатору, мы наблюдаем всплеск интереса к музыкальному творчеству через музицирование. Назрела острая необходимость методического обоснования процесса музыкального образования через преподавание клавишного синтезатора. Отсутствие организованного педагогического похода к преподаванию синтезатора может обернуться вызреванием низкопробной любительской культуры, не выходящей за пределы популярно-массовой стилистики. Между тем, фундаментом музыкального обучения и воспитания в дополнительном музыкальном образовании в классе клавишного синтезатора должно стать основательное изучение классического наследия разных эпох и народов.
Под музицированием на клавишном синтезаторе подразумевается музыкально-творческая деятельность, включающая:
- подбор музыкального текста по слуху;
- импровизация;
- сочинение и композиция;
- оркестровка, аранжировка музыкального произведения;
- саунд дизайн, звукорежиссура;
- теоретические и музыкальные знания из области музыкального искусства;
- изучение художественных возможностей клавишного синтезатора, музыкальных компьютерных программ;
- освоение исполнительской техники посредством разучивания, исполнения музыкальных произведений на клавишном синтезаторе.

Список литературы:
1. Ганзбург Г. Ваш ребенок и музыка. – Харьков, 2006. – 40 с. ISBN 966—7990—26—3.
2. Дьяченко И.Ю. Эволюция представлений о музицировании как педагогическом явлении. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 77 / 2008
3. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978