SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Проект "Путешествие в классику"

 9

Педагогический проект «Путешествие в классику»
Автор, организатор, ведущая - Титова Анна Александровна, педагог дополнительного образования ЦДТ «Детская академия» Советского района г.Казани.

"Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского в исполнении дуэта юных клавишников:
http://nsportal.ru/video/2016/01/obrazovatelnyy-proekt-puteshestvie-v-kl...

"Славься" из оперы "Иван Сусанин" М.И.Глинки в исполнении ансамбля клавишников "Звуки времени":
http://nsportal.ru/video/2016/01/obrazovatelnyy-proekt-puteshestvie-v-kl...

Педагогический проект «Путешествие в классику» осуществляется на базе Центра детского творчества «Детская академия» Советского района города Казани силами педагогов, концертмейстеров и обучающихся эстрадной студии. Срок реализации проекта – 5 лет. Среди активных участников проекта – обучающиеся по классу сольного, ансамблевого пения, фортепиано, клавишного синтезатора возрастом от 6 до 16 лет. Среди пассивных участников (аудитория) – обучающиеся ЦДТ «Детская академия», школьники, члены семей участников проекта.
Суть проекта состоит в проведении ряда музыкальных гостиных, объединенных общей темой – творчество великих композиторов-классиков. В программу гостиной входит исторический экскурс в эпоху, которую представляет композитор, его биография, соответствующий видеоряд, исполнение музыкальных произведений в аутентичном виде и обработке (аранжировке).
Цель проекта – активное приобщение обучающихся к классическому музыкальному искусству.
Задачи проекта
- вовлечь обучающихся в процесс изучения творчества композитора-классика
- заинтересовать обучающихся классическим музыкальным искусством, содержащим подлинно высокий художественный смысл и выразительность
- в практическом изучении музыкального материала выявить богатство средств выразительности музыки
- объединить усилия педагогов через процесс подготовки и проведения общего музыкального проекта
- интегрировать различные образовательные направления – вокальное и инструментальное исполнительство
- популяризировать классическое музыкальное искусство для широкого круга слушателей.
Методы и формы реализации проекта:
1. Опрос, анкетирование родителей и учащихся.
2. Отбор тем для совместного практического и теоретического исследования из области классического музыкального искусства.
3. Подготовка, организация, проведение музыкальных гостиных.
4. Введение классического музыкального материала в учебный процесс.
5. Сбор, оформление фото, видео материалов по итогам проведенного мероприятия.
Методами опроса и анкетирования обучающихся и их родителей было выявлено отсутствие у воспитанников эстрадной судии систематического интереса к академическим формам музыкального искусства. Несмотря на активное содействие педагогов в улучшении качества окружающей детей музыкальной среды (посещение концертов, музыкальных спектаклей, мастер-классов, открытых уроков), воспитанники, в подавляющем большинстве случаев, предпочитают современную музыку развлекательного назначения, в которой собственно музыкальное художественное содержание подменяется проявлениями театрального искусства, атрибутами шоу-бизнеса, маскарада. Пассивные метолы приобщения к классическому музыкальному искусству не приносят желаемых результатов.
Была выявлена следующая проблема: необходимо создать привлекательную в глазах обучающихся творческую форму обучения, направленную на приобщение к классическому музыкальному искусству. Сопутствующей проблемой стало отсутствие единого тематического зерна в организации образовательного процесса педагогов эстрадной студии. Актуальность проблемы подтверждается заметным перевесом в плане мероприятий ЦДТ «Детская академия» в сторону популярно-массовых жанров. Создание проекта, основанного на классической музыке, заметно обогатило бы слушательский кругозор и привлекло внимание детей и взрослых к подлинно высокому уровню художественной выразительности.
Разработаны следующие средства решения проблемы:
- содержательные: активное приобщение к мировой музыкальной классике, культуре академического исполнения, изучению истории музыкального искусства, законов музыкального творчества, способов формирования музыкальных способностей
- организационно-структурные: зачетная форма аттестации обучающихся преобразована в форму концертного выступления в рамках музыкальной гостиной.
- учебно-методические: интеграция образовательных направлений эстрадной студии в процессе подготовки и реализации проекта; мастер-классы педагогов и концертмейстеров в программе музыкальной гостиной; распространение опыта на аудиторию, выходящую по составу за пределы эстрадной студии с целью широкого приобщения к классическому искусству.
Характеристика имеющегося опыта. Педагоги и концертмейстеры эстрадной студии (выпускники Казанской государственной консерватории по специальности вокал, фортепиано, музыковедение) имеют высшее академическое музыкальное образование. Каждый педагог, подбирая репертуар для разучивания, соизмеряет возможности ученика с техническими трудностями произведения, определяет содержащиеся в нем обучающие элементы (новый исполнительский прием, штрихи, особенности формы, ансамблевого взаимодействия и т.п.), опираясь на собственный художественный вкус, выбирает произведение понятное (для возраста, эмоционального и интеллектуального потенциала), содержательное, выразительное. При этом репертуар обучающихся разнообразен; он содержит произведения эстрадного, джазового, народного, классического стилей.
В общем ряду классические произведения педагоги видят как основу обучения мастерству исполнения. Классическая музыка богата выразительными средствами, организация музыкального материала подчиняется сложным, веками формировавшимся, законам. Приучение детей к музыке, богатой выразительными возможностями, позволяет осваивать разнообразные исполнительские приемы. В процессе разучивания классических произведений педагог формирует у обучающегося правильный исполнительский аппарат, что является залогом успешного развития способностей в дальнейшем.
Этапы реализации проекта. Идея совместной работы над общим проектом была тщательно продумана и обоснована. В начале учебного года педагоги и концертмейстеры в рамках методического совещания определяют тему будущей музыкально гостиной. В учебный репертуар вводятся соответствующие произведения. С целью адаптации музыкального материала под исполнительский уровень детей дошкольного и школьного возраста, педагоги и концертмейстеры создают облегченные переложения и аранжировки (в случае исполнения на клавишном синтезаторе). На этапе подготовки педагоги и концертмейстеры готовят и свои концертные номера (сольные, дуэтные). Сроки первого проведения гостиной приурочиваются к концу учебного года (апрель-май). Затем гостиная проводится еще раз в начале следующего учебного года, как элемент закрепления усвоенного материала для юных исполнителей и как повод охватить данным просветительским проектом новую аудиторию.
Программа гостиной содержит несколько частей. Первая часть – информационно-содержательная, в которой звучит рассказ об эпохе, окружении композитора, его биография. При подготовке этой части особое внимание уделяется раннему и детскому периоду жизни классика, что отвечает интересам детской и взрослой (по большей части родительской) аудитории и самих юных артистов.
Для подготовки информационно-содержательной части гостиной педагогами и учащимися проводится исследование, включающее в себя поиск материалов по книгам, интернет-ресурсам. Формируется текст, подбираются фото, видео документы, составляется презентация.
Вторая часть гостиной – музыкальная. Здесь исполняются произведения композитора – вокальные и инструментальные миниатюры, отрывки из произведений крупной формы (соната, симфония, опера, балет, концерт и др.). Как правило, концертную программу украшают своим выступлением и приглашенные известные музыканты.
Завершается гостиная традиционным чаепитием, объединяющим артистов и слушателей.
Таким образом, выстраиваются следующие этапы подготовки и проведения музыкальной гостиной в рамках проекта «Путешествие в классику»:
- методическое совещание, где происходит обсуждение темы, распределение ролей, обязанностей, связанных с реализацией проекта
- подбор репертуара, включение его в учебный процесс
- сбор, подготовка информации для рассказа, подготовка презентации
- репетиция программы гостиной
- первое проведение гостиной в конце учебного года
- повторное проведение гостиной в начале следующего учебного года.
Критерии реализации. На сегодняшний день педагогический коллектив эстрадной студии находится на пути к пятилетнему рубежу реализации проекта. Состоялись музыкальные гостиные, посвященные творчеству Франца Шуберта (2012 год), Сергея Рахманинова (2013 год), Михаила Ивановича Глинки (2014 год), Петра Ильича Чайковского (2015 год). В мае 2016 года состоится гостиная, посвященная творчеству Вольфганга Амадея Моцарта.
Проект реализуется по следующим количественным и временным критериям:
- в течение учебного года проводится 2 гостиных на разные темы
- в течение пяти лет осваивается пять различных тематических направлений из области классического музыкального искусства
- средний показатель охвата аудитории в год – 150 человек
- среднее количество участников (организаторов, артистов, педагогов, обучающихся студии, ведущих и пр.) проекта в год – 30 человек.
Ожидаемые результаты. Результатом каждого годового этапа проекта является
- аттестация обучающихся (в форме концертного выступления)
- интеграция деятельности подразделений эстрадной студии
- практическое освоение особенностей музыкального языка композитора через разучивание и исполнение его произведений
- погружение участников проекта в музыкально-исторический и теоретический материал, связанный с творчеством композитора
- приобщение большого круга слушательской аудитории к классическому музыкальному искусству.
Для определения результативности проекта было проведено анкетирование участников проекта. В анкету были включены вопросы, определяющие эмоциональное отношение к проекту, вопросы, связанные с содержательной частью гостиных (историко-теоретический материал), было предложено оценить музыкально-стилевые приоритеты по пятибалльной шкале.

Анкетирование показало явное повышение интереса к музыкальному классическому искусству, выявлено улучшение качества знаний в области музыкального искусства в целом.
Из опроса взрослых слушателей выявлено положительное отношение к идее проекта, отмечен раскрепощенный характер выступлений юных артистов. Взрослые, среди которых – родители, члены семей юных исполнителей, выразили признательность организаторам проекта за привлечение детей к высоким образцам мирового музыкального искусства.
С точки зрения педагогов эстрадной студии, проект позволил в привлекательной форме обогатить учебный процесс новыми методами. Педагогами разработана система средств реализации проекта, созвучная общей идее образовательного процесса – развитие интереса детей к познанию, зарядить их на дальнейшее саморазвитие в постижении основ музыкального исполнительства. В данную систему вошли методы педагогики сотрудничества, когда в общей коллективной деятельности рождается творчество, желание постигать новое, возникает чувство взаимопомощи:
- метод коллективного музицирования
- метод совместного исследования
- метод творческого переосмысления музыкального материала (обработка, адаптация, аранжировка)
- метод приобщения к концертной практике в атмосфере доверия и раскованности.
Данная система средств направлена и на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, публичного выступления, возрастает самоуважение. Приемы и методы подготовки и реализации проекта вызывают интерес к шедеврам мирового культурного наследия, формируют умение слушать других, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению брать на себя ответственность, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности.
Принимая во внимание действенность методов реализации проекта, незыблемость ценности классического мирового искусства, педагоги эстрадной студии ЦДТ «Детская академия» считают данный проект открытым. В дальнейшем в рамках проекта планируется уделить внимание таким композиторам как И.С.Бах, Л. ван Бетховен, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, С. Прокофьев, Дм. Шостакович и другие авторы, в чьем творчестве присутствует детская музыка, вокальные и инструментальные произведения, чей музыкальный язык понятен детям дошкольного и школьного возраста.
Материально-технические условия. При подготовке и реализации проекта были задействованы следующие ресурсы:
- книги, аудио, фото, видео материалы из различных источников, в том числе интернета
- ноты, нотные сборники
- компьютер, оснащенный программами звукового и нотного редактирования, создания презентации
- музыкальные инструменты: фортепиано, клавишные синтезаторы
- звукоусиливающие устройства, мультимедийный экран/ проектор
- микрофоны
- видеокамера.
Кроме исполнителей концертной части гостиной, педагогов, концертмейстеров, участниками гостиной также являются ведущие, звукооператор, видеооператор, видеомонтажер.

Прикрепленный файлРазмер
1.JPG23.01 кб
2.png174.62 кб
3.png162.34 кб
4.png138.98 кб
7.png151.38 кб
10.png168.72 кб
6.png82.41 кб
Славься.JPG39.81 кб