SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Гордимся прошлым-строим будущее"

«Гордимся прошлым – строим будущее»,

Насыбуллина Г.Р., педагог – психолог
МБОУ «СОШ №130» Московского района г. Казани

«Психология без педагогики бесполезна,
педагогика без психологии бессильна…»
Если еще тридцать - сорок лет назад ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей, прежде всего, из телевизора, интернета и перекрывающей знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей.
Д.И Фельдштейн в статье «Современное детство: проблемы и пути их решения» пишет, что «Мы должны осознавать, что перед нами сложное, многопланово обусловленное взаимодействие, в ко¬тором активно участвуют обе стороны. В этом пространстве четко наблюдается отстранение Взрослого мира от мира Детства. Дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, не просто не вписывается в систему образования, но представляет собой качественно иной тип, противостоящий стационарному образованию, принципиально меняющий, в частности, не только сочетание зрительного и слухового восприятия детей, но и структуру их мышления, самосознание и миропонимание». Между родителями идет потеря ответственности за детей.
Сложившаяся ситуация осложнена тем, что в нашем Взрослом мире реально не выработано отношение к Детству как к субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социального созревания. В частности, это проявляется в том, что взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего человека не подчеркивается, не фиксируется. Положение ухудшилось даже по сравнению с античностью и средневековьем, где были специальные ритуалы поэтапной фиксации взросления и, наконец, принятия во Взрослое общество. Сегодня в нашем обществе, с одной стороны, сняты многие «табу»; с другой — отсутствует доверие к растущим людям, «вывод» их за пределы узко Детских дел и забот. Ребенок, подросток, реально поднимающийся на новый уровень социальной зрелости, не включается всерьез, последовательно в сферу деятельности общества, не включается и в обсуждение на доступном растущему человеку уровне тех проблем, которыми живут взрослые: экономических, экологических, социально-политических и др.
Между тем, в самом Детстве рухнули многие образующие его структуры, отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребенка: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время — инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, то есть те современные приобретения Детства, которые являются тяжелой потерей для него.
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Вообще при переходе в старшее звено, ребенок должен:1) хотеть учиться, 2)уметь учиться и 3) быть готовым к обучению в старшей школе.
Наши дети за последние 30 лет очень сильно изменились…
Моя задача, как психолога, обеспечить формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов. Я помогаю развитию личности ученика и выполняю «заказ» педагога и родителя, диагностирую причины трудностей и помогаю найти соответствующие меры коррекции. Я не ставлю диагноз (как врач), не воспитываю (как педагог), не наказываю (как судья). Не вызываю родителей, а предлагаю свою помощь…