SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

DSC00689

«Вы всегда ученик, и никогда – мастер.
Вы должны продолжать двигаться вперед»
Конрад Холл

Моя педагогическая деятельность началась в 2005 году, когда, окончив Казанский государственный педагогический университет, я пришла работать в Казанский финансово-экономический институт. Спустя 5 лет я стала учителем школы №23, где продолжаю работать и по сей день , не представляя себя на другом месте, в другом коллективе.
За эти годы во многом изменилась и государственная политика, и система образования, и моё представление о роли учителя. Выпускник современной школы характеризуется как «мотивированный к труду, познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни». Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы включают также «сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».
Эти требования заставили меня иначе взглянуть на свою работу и глубже проанализировать вопрос о формировании мотивации при обучении английскому языку.
Сегодня английский язык приобрел статус языка глобального общения. Знание иностранного языка создает благоприятные условия для социальной адаптации учащихся . Мы действительно хотим, чтобы наши дети были готовы к выходу в поликультурное пространство, уважая ценности иных культур и осознавая глобальные проблемы современности.
Имея опыт работы в ВУЗе, я столкнулась с проблемой снижения мотивации к изучению иностранного языка в общеобразовательной школе от класса к классу. Почти у всех учащихся есть желание общаться на английском языке. Но некоторые учащиеся разочаровываются, так как процесс овладения языком предполагает период накопления , можно сказать,« строительного материала » в виде иногда неизбежно примитивного содержания, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, снижается успеваемость, что, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.
Возникающие противоречия между сложным учебным материалом и высоким темпом обучения , с одной стороны, и недостаточным уровнем сформированности умения учиться , с другой стороны, ведут к снижению познавательной активности детей.
Понимание этого определило и выбор моей методической темы, над которой я работаю в последние годы: «Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях».
В области обучения иностранного языка психологические вопросы мотивации решаются в работах И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др. В зарубежной литературе также уделяется большое внимание роли мотивации, называемой зарубежными авторами «motor», что означает «двигатель».
Мотивация – это система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучения иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.
На практике формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению и для их дальнейшего развития.
На каждом уроке я ставлю своей целью пробудить у своих учеников интерес к познавательной деятельности. При этом первостепенное значение имеет развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора с целью овладения каждым учеником английским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности. В силу специфики предмета «Английский язык» основным в содержании курса является формирование коммуникативной компетенции , которая предполагает:
• овладение видами речевой деятельности;
• основами культуры устной и письменной речи;
• базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных ситуациях общения.
Однако, невозможно реализовать упомянутые задачи без создания устойчивой мотивационной базы. Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. Но только их системное и комплексное использование позволяет добиться желаемых результатов.
Буквально все, начиная с создания благоприятных условий для учебной деятельности, имеет значение.
Это :
- и оптимистический настрой детей на веру в свои способности;
- и высокие требования к самому учебному материалу;
- и использование современных педагогических технологий;
- а также оценивание учащихся с точки зрения затраченных ими усилий на выполнение задания и т.д.
Мотивированный ученик – это, прежде всего, мотивированный учитель. В подобных условиях возрастают и требования к педагогу, первоначальной задачей которого становится положительная установка на более глубокое изучение иностранного языка и его совершенствование.
Соответственно, все внешние факторы , стимулирующие учебную деятельность, постепенно переходят на уровень внутренней мотивации учащихся.
В своей работе особое внимание я уделяю тщательному отбору учебного материала и учитываю следующие критерии: новизна, необычность подачи, его практическая польза для общения , для престижа в обществе и для будущей карьеры.
Стимулирующую роль играет организация работы учащихся с помощью различных форм: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. И конечно разнообразие применяемых педагогических технологий позволяет повысить интерес к предмету, а значит и эффективность обучения. В частности, это технологии коммуникативного, дифференцированного обучения, ИКТ, а также проектная, игровая технологии.
Одним из эффективных способов формирования мотивации является наша работа в рамках проекта «Ассоциированные Школы ЮНЕСКО». Мы принимаем активное участие в международных проектах и мероприятиях. Это позволяет ребятам понять , как функционирует родной и иностранный языки на пересечении различных культур , тем самым достигая предметных результатов в учебной деятельности.
Осознавая важность своего речевого поведения на международном уровне, учащиеся достигают метапредметных и личностных результатов в обучении. Так, в 2012-13 гг я руководила кружком «Welcome to Kazan» и занималась подготовкой наших старшеклассников к Универсиаде-2013. Одна из моих учениц, Анастасия Кадаш, вошла в число лучших волонтеров этого мирового спортивного события.
Внеурочная работа положительно влияет на учебную деятельность и создает благоприятные условия для достижения успеха. Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Цель работы – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию. Как правило, одаренные ребята с повышенным интересом к английскому языку занимаются проектной деятельностью, участвуют в олимпиадах, конкурсах, НПК различного уровня, осознанно подходя к выбору будущей профессии. При этом мои учащиеся ежегодно занимают призовые места как на городском и федеральном уровнях, так и на международном.

Результаты участия моих учеников в различных конкурсах и НПК:
• Гордеев Артур (7класс) – призер Городской НПК им.Д.Вилькеева.
• Домолазов Тимофей (7класс) – призер Городской НПК им.Д.Вилькеева.
• Иосипенко Эльза (5 класс) – призер Городской НПК им.Д.Вилькеева.
• Иосипенко Эльза (5класс) – призер Международной НПК Ассоциированных Школ ЮНЕСКО «Мир вокруг нас»
• Выборнов Даниил, Ситдиков Руслан - показали самые высокие результаты в школе и в регионе в международном конкурсе «Halloween» и были награждены Дипломами конкурса.
• Аймалов Тимур – призер международного конкурса «English is fun» (Приложение №1)

Наряду с отслеживанием динамики качества знаний учащихся (среднее число составляет 79% за последние 3 года) ,(Приложение №2), я регулярно провожу анкетирование ребят с целью выяснить отношение к моему предмету и оценить преимущества и недостатки применяемых мною технологий обучения. Подобный мониторинг вызывает у ребят интерес, а мне дает возможность учитывать его результаты для совершенствования своей педагогической деятельности. Из года в год растет заинтересованность моих учеников в изучении английского языка и доказательством тому является желание 6 моих учеников сдавать ОГЭ в этом году. (Приложение №3)
Как уже было сказано выше, мотивированный ученик – это прежде всего мотивированный учитель. Своим личным примером я это доказываю, публикуя статьи в научно-методических сборниках , принимая участие в вебинарах, семинарах разного уровня и тем самым обогащая свой педагогический опыт. (Приложение №4)

Прикрепленный файлРазмер
работы.docx40.71 кб
MY PPT.ppt9.52 Мб