SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы на тему "Содружество искусств"

 рисуют песком  Григ  Утро

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПАВЛОВОЙ ЛИЛИИ ДАНИЛОВНЫ
в рамках участия в городском конкурсе «Учитель года города Казани – 2016»
в номинации
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения
города Казани – 2016»
У старика спросил поэт:
– Что музыка такое, дед?
– Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
– Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
– Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».
– Вы правы все, – сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
искусство учит нас творить.
Доброго всем дня…..
Я – музыкальный руководитель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №387» Московского района города Казани Павлова Лилия Даниловна.
В динамичное развитие современного мира очень важно не загубить еще не окрепшие хрупкие росточки духовности и нравственности детей. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход развития на последующих этапах жизненного пути.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
С введением Федерального образовательного стандарта музыкальная деятельность представлена в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством.
Искусство способствует познанию окружающего мира через художественные образы музыки, театральной деятельности, танца, живописи и литературы. Поэтому сейчас наиболее актуальным является синтез искусств и его влияние на всестороннее развитие ребенка.
Я представляю вам свой проект «Содружество искусств».
Цель проекта: стремиться воспитать личность, способную познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.
Задачи проекта:
- подвести к пониманию детей о взаимопроникновении различных видов искусства;
-развитие духовного потенциала ребенка;
- формирования художественной культуры дошкольников;
-создание условий для детского творчества;
Значение других видов искусства в музыкальном воспитании подчёркивали выдающиеся музыканты и педагоги просветители.
Так Б.Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребенка.
Поэтому я выстроила этот проект по принципу «Прочувствовать-осознать-выявить своё отношение». Считаю, что комплексное использование музыки, литературы, живописи помогает вызвать в душе ребенка яркий эмоционально- художественный образ.
И тут, уважаемые коллеги, хочу акцентировать ваше на внимание на той части моего проекта, которая особо привлекает детей – это творческие задания «мы рисуем музыку».

Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время, тут Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Чувство цвета как средство эмоциональной выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками ребенку выразить собственное «я».
Обращение к таким творческим заданиям связано и с психологическими особенностями ребенка – дошкольника, поэтому появляется необходимость тесного взаимодействия с педагогом – психологом. Зрительные образы рисунков детей часто делают видимыми их желания и проблемы, высказанные по-детски искренне.

В проекте приняли участие две старшие группы дошкольников. Результаты итогового мониторинга показали, что у детей, где музыкальная деятельность с использованием синтеза искусств в значительной степени развито музыкальное мышление, воображение, а так же повысился уровень эмоциональной отзывчивости на музыку.

Специфика музыкальной деятельности с использованием синтеза искусств наиболее очевидна проявляется в сравнении с традиционной музыкальной деятельностью представлена в таблице
Линии анализа Традиционная музыкальная деятельность Музыкальная деятельность с использованием синтеза искусств
Ориентации На стандарты На вариативность
Мотивация Приобретение знаний Самореализация
Характер информации Предлагается в "готовом" виде Добывается самостоятельно, продуцирование собственных идей
Процесс познания Усвоение стандартов, чужого опыта Преобразование, открытие
Результаты Запланированы, известны Вероятностны, не известны
Субъект-объектные отношения Ребенок - объект обучения Ребенок - субъект познания и творчества
Технологии Имитационные, репродуктивные Проблемные, эвристические, креативные
Функции педагога Воздействие Взаимодействие, сопровождение

Таким образом, музыкальная деятельность с использованием синтеза искусств благотворно влияет на художественно-эстетическое развитие ребенка.
Сейчас я Вам представила работу по своему проекту «Содружество искусств».
Это и была первая нота моего опыта работы –
-РАБОТА С ДЕТЬМИ

ВТОРУЮ НОТУ
я представляю Вам, как планирование своей работы, основываясь на
-Федеральный закон об образовании
-Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования;
-основную программу дошкольного учреждения;
- и комплексно-тематический план нашего Центра развития ребенка.
Третью ноту озвучу, как организация предметно-музыкальной среды.
В нашем дошкольном учреждении создана предметно - развивающая среда, как в музыкальном зале, так и в каждой возрастной группе. Я организую, смотры-конкурсы, направленные на обогащение предметно-пространственной развивающей среды. Веду работу по созданию нетрадиционных музыкальных инструментов, игрушек-забав. Для театрализованной деятельности использую ростовые куклы, куклы бибабо, костюмы сказочных персонажей, побуждающих детей к добру.

В ЧЕТВЕРТОЙ НОТЕ - выражено взаимодействие с родителями, которые являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса.
Ежегодно в Центре развития ребёнка проводится множество различных мероприятий, в которых участвуют родители и весь педагогический коллектив.

ПЯТОЙ НОТОЙ я расскажу вам о взаимодействии с педагогами.
Положительное влияние на объединение детско-родительско-педагогического тандема в нашем учреждении, оказывает проведение различных акций в микро и макросоциумах. Например, одна из них акция «Благотворительность». Мною и Силами педагогического коллектива был создан и показан музыкальный спектакль для детей приюта Московского района города Казани о Добре. Ребята получили множество положительных эмоций . и здесь И здесь мы с детьми тоже рисовали музыку разноцветным песком. Такая форма работы сплачивает педагогический коллектив и родителей в желании творить добро.

С шестой нотой своего нотного стана я связываю участие в конкурсах.
Положительным показателем результативности является как моё личное участие в конкурсном движении нашего учреждения так и наших воспитанников.
Ежегодно наши ребята раскрывают свои таланты на районном фестивале детского творчества «Стань звездой», городском фестивале «Страна детства».
Одним из последних участий с вокальным и танцевально-хореографическим номерами в VII Международном фестивале-конкурсе «Свет Рождественской звезды», организованным Universal Peace Federation, было для нас ознаменовано Дипломами 1-ой и 2-ой степени. Цель данного мероприятия – продвижение миротворческой концепции «Мир в душе – мир в семье – мир в обществе – мир на планете».

Седьмой Нотой я расскажу - обмен опытом
Районные, городские, Республиканские, Федеральные мероприятия, проводимые в нашем дошкольном учреждении, позволяют мне делиться опытом моей работы как музыкального руководителя на семинарах-практикумах, так и демонстрировать детское музыкальное творчество наших детей. И в заключении хочу сказать, шагая в ногу со временем, я владею компьютерными технологиями, и общаюсь на английском языке. Имею личный сайт, охотно делюсь своими педагогическими находками с коллегами.

Вот и сложен звукоряд и зазвучала музыка,
моя музыка – музыка моей работы
«Содружество искусств »

….И белый день, как белый лист:
Цвета и звуки, ноты, краски
Смешались вдруг… И стала кисть
Писать картины без опаски
Из чувств, эмоций, снов и грез –
Души распахнута палитра…
И тихий шепот дальних звезд
Проник мне в сердце, как молитва.
И тихий шепот дальних звезд
Проник мне в сердце, как молитва.