SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы на тему: «Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста, посредством инновационных технол

1

Хочу поделиться своим опытом работы по методической теме:
«Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством инновационных технологий, как психолого-педагогическое условие адаптации детей к детскому саду».
Ни для кого не секрет, что сегодняшнее стремительное развитие мира, информационных технологий, увеличение темпа жизни, требует от человека огромного напряжения его сил и энергии. Мы максимально активизируем свои умственные и физические способности для достижения высоких результатов, желая выдержать конкуренцию. И в этот стремительный поток жизни попадают не только взрослые, но и наши дети. Многие современные родители, осознавая и понимая всё это, уже с пелёнок начинают адаптировать детей к современной жизни, посещая всевозможные развивающие клубы раннего развития. Тем более у современных родителей, по сравнению с поколением наших мам и бабушек, которые физически не успевали уделять много времени развитию детей, есть время, и средства на это.
Это положительный момент, однако, делая из детей « Маленьких гениев, учёных малышей», переоценив возможности детей, начинают развивать у 2х летнего малыша навыки, которые нужно начинать формировать к 5-7 годам, т.е. учат писать, читать, пользоваться компьютером. Формируя только интеллектуальные способности ребёнка, не всегда уделяется должное внимание эмоциональной сфере ребёнка раннего возраста, которое напрямую связано с психическим развитием, и успешной социализацией ребёнка. Результатом всего этого является нарастание тревоги связанной с психическим здоровьем и развитием детей, появляются отклонения в развитии такие как: задержка психического развития, проявление гиперактивности, агрессивности, эмоциональной несформирванности.
Научное обоснование вышеизложенного мы видим в научных трудах, педагогов Л. С. Выготского, Х. В. Запорожца, которые полагали, что только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить гармоничное развитие личности ребёнка.
Очевидно, что современные дети интеллектуально более развиты, чем их сверстники предыдущих десятилетий. Однако, сегодня мы наблюдаем, что дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознавать, проявлять, и контролировать свои эмоции.
Актуальность данной темы заключается в следующем: рассмотрение вопроса о формировании эмоциональной сферы ребёнка предполагает создание психолого- педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а использование инновационных технологий в моей работе способствует мотивации детей к различным видам деятельности.
Цель моей работы в данном направлении: создание психолого- педагогических условий для формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач.
1. Развитие интеллектуальных и нравственных эмоций.
2. Гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.
3. Активизация психических процессов
4. Формирование доверительного отношения ко взрослому, сверстникам и к миру в целом.
5. Формирование чувства эмпатии.
При работе с детьми акцент делаю на развитии следующих умений:
• умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
• умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.д.);
• умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Направления моей работы:
• научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу;
• формировать у дошкольников раннего возраста потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями;
• научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;
• заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
• способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения;
• научить дошкольников поддерживать сотрудничество;
• обеспечить осознанное участие семьи.
Моя работа в данном направлении начинается с диагностики сформированности эмоциональной сферы детей поступивших к нам в детский сад. Для этого использую метод и диагностический инструментарий предложенной Л. М. Максимовой: «Психолого-педагогическая диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста». В данной методике по 5 шкале оценивается различные эмоциональные проявления детей раннего возраста. По каждому ребёнку я заполняю индивидуальную карту, которая помогает выстраивать мне дальнейшую работу.
Реальная картина эмоционального развития ребёнка раннего возраста складывается из результатов психолого-педагогической диагностики и работы с родителями, с которыми я провожу анкетирование, индивидуальные и тематические встречи, беседы, консультации.
На основании результатов создаю группу детей которые требуют особого внимания в формировании эмоциональной сферы.
Понимая, что мощным побудителем проявления эмоций является организованная педагогом совместная деятельность с детьми в детском коллективе, организовываю групповые занятия по формированию эмоциональной сферы.
Свои занятия я выстраиваю по следующей структуре:
Начинаю занятия с музыкального приветствия, которое помогает мне наладить эмоциональный контакт с детьми. При этом я максимально стараюсь быть эмоциональной, демонстрируя детям как проявляются эмоции.
В ходе всего занятия я стараюсь поддерживать высокий уровень эмоциональности. Я обратила внимание, насколько эмоционален взрослый, настолько и проявляются чувства ребёнка.
В каждом занятии присутствует определённый образ – сказочный герой, персонаж из мультфильма, который повышает мотивацию и помогает в решении поставленных задач. Иногда, роль этого героя я беру на себя, а иногда в этом мне помогает всевозможные игрушки и куклы. Увидев любимого героя, дети с удовольствием включаются в различную деятельность, которую он им предлагает. Играя с ним, выполняя различные задания, тем самым, решая возникшие трудности героя- у детей формируются и развиваются такие эмоции как восторг, сострадание, удивление, осуждение, гнев, а иногда и страх.

Всё это вызывает у детей различные эмоции радость, грусть, и другие эмоции. Развитие этих эмоций, а в дальнейшем и чувств, способствует проявлению индивидуальности ребёнка.
Большое внимание уделяю выбору методов, приёмов, форм, средств, технологий. Развитие дошкольного образования, его переход на новый более качественный уровень не могут осуществляться без использования педагогами в своей работе инновационных технологий. Поэтому особую роль уделяю изучению и использованию на практике различных инновационных технологий.
В своей работе использую:
-Пальчиковый игротренинг. Играем в различные пальчиковые игры, которые вызывают положительный эмоциональный отклик у детей.
- Арт-терапевтические элементы. Итогом любого нашего занятия является создание творческой работы, использую приёмы арт-терапии.
- Песочная терапия: игры с песком и водой. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов.
- Музыкальную терапию На занятиях в свою деятельность интегрирую музыкальное развитие. Мы слушаем музыку, поём песни, любая наша деятельность (творческая работа, различные подвижные игры, и т. д.) сопровождается тематической музыкой.
- ИКТ Для того, чтобы смотивировать детей на определённый вид деятельности я часто использую мультимедийный комплекс.
- Сказкотерапию. Проигрывая с ребёнком сюжет сказки, ребёнок проецирует на себя и учится сопереживать, радоваться, грустить.
-Технологию портфолио. Данная технология всё чаще используется в образовании, и создание портфолио ребёнка раннего возраста не исключение.
- Использование техники Аквагримма. Слово аквагрим состоит из двух частей: аква – вода, грим — искусство изменения внешности путем наложения специальных красок на лицо в соответствии с задуманным сценическим образом.
Ещё в 60-е годы на Западе появился бодиарт – нанесение рисунков на тело. Сегодня и у нас используют этот вид искусства. Мы всё чаще встречаем разрисованных детей на праздниках, утренниках, театрализованных постановках. Аквагрим — это творческие рисунки, которые наносят на лицо и тело специальной краской. Позволяющие детям перевоплотиться в любого героя персонажа, помогает пережить те эмоции, которые переживает герой.
Нанесением грима занимаются профессионалы, но можно попробовать и любителям. Главное — хорошее настроение и творческий задор.
Анализируя свою работу в данном направлении, могу сделать вывод, что эффективность работы подтверждается стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников:
• Успешно формируется детская компетентность в соответствии с возрастом.
• Правильно строятся взаимоотношения в детском социуме.
• Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах деятельности. Они стали отзывчивее, проявляют навыки взаимодействия со сверстниками.
• Бескорыстно предлагают свою помощь, настойчивы при выполнении начатого дела, инициативны. Внимательно выслушивают собеседника.
Как для специалиста педагога-психолога, главным результатом всей моей деятельности, в том числе и в данном направлении является высокий уровень адаптации детей к детскому саду.
Мотивацией для дальнейшей работы служат положительные сторонние оценки: руководителя, педагогов, коллег, родителей.
Свой опыт работы я обобщаю в авторской программе «Маленькие волшебники», которые находится на стадии разработки, в дальнейшем планирую рецензирование.
Выстраивая дальнейшую траекторию своей работы, понимаю, что эффективность нашей работы в данном направлении увеличится, если формирование эмоциональной сферы ребёнка начнётся задолго до того как он придёт в детский сад. С этой целью в 2016 году мы планируем воплотить идею о ранней социализации, открыв на базе нашего детского сада группу «Мама и малыш», родителей и детей, которые в дальнейшем планируют посещать наш детского сада.

Прикрепленный файлРазмер
Цыбина 2010-2015.ppt6.46 Мб