SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Конспект образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. Тема: «Казань - родник духовности"

Конспект образовательной деятельности
по духовно - нравственному воспитанию
в подготовительной группе
Тема: «Казань - родник духовности»
Цель: Приобщение детей к духовным ценностям, через знакомство с культурным наследием родного города, его историческим прошлым и людьми ,прославившими и воспевающими город Казань. Воспитание любви и уважения к родному городу и людям, чувство гордости за свой родной город.
Задачи:
Образовательные. Обогащать и расширять новыми знаниями детей о столице Татарстана городе Казани.
Развивающие. Совершенствовать знания, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом .
Воспитательные. Воспитывать гордость за свой родной город, толерантность к людям разных национальностей.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, доска для показа презентации.
Демонстрационный материал: Альбом с фотографиями, презентация. Предварительная работа с детьми.
Беседы. «Древняя Казань», «История башни Сююмбике», «История Кремля», «Казань вчера и сегодня» Разучивание стихотворений «Казань», «Сююмбике», »Родной язык».
Рассматривание открыток, альбомов с видами Казани, просмотр презентаций «История древней Казани»

Ход занятия: ( Слайд 2) Послушайте стихотворение: «Мы с Волги, из Казани». А написал его татарский поэт Сибгат Хаким.
Спросите нас: - откуда вы?
- Мы с Волги, из Казани
Поит нас Волжская вода
Мы хлеб растим, пасем стада
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане
Спросите нас: - откуда вы?
- Мы родом из Казани
Где пел Сайдаш
Писал Такташ
О милом Татарстане
Спросите нас: - откуда вы?
- Мы вольные Волжане
Из края, где избыто зло
Где солнце Родины светло
На веки вечные взошло
В свободном Татарстане»
- Ребята, А вы любите свой город? - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?- Дети: Родина-это земля, где мы родились и где живём это моя улица, мой дом, мой город, там, где трудятся родители, где я хожу в детский сад. Наш родной город Казань. Это наша малая Родина.
Казань – это большой дом на главной улице России- нашей матушке Волге-реке. Дом, где дружной семьей исстари живут народы одной исторической судьбы.
Ребенок читает отрывок из стихотворение Мухаммеда Садри:
О, Казань, Лучезарная наша столица!
Посчастливилось мне здесь расти и учиться,
И склоняю я голову в чувстве святом
Перед каждым твоим дорогим уголком!
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по нашему родному городу. А как он называется? Правильно Казань !
(Слайд3.)Посмотрите, ребята, а кто это захотел отправиться вместе с нами? Да это же почтальон Печкин. Надоело ему сидеть в Простоквашино и решил он на мир посмотреть. Открыл он карту и увидел там интересное название КАЗАНЬ. Сейчас мы немного расскажем Печкину о Казани. А потом совершим экскурсию. ( Слайд №4) Какие национальности проживают на территории города Казани?(Ответы детей). Двумя крупнейшими национальностями в Казани являются русские и татары А также чуваши, украинцы и азербайджанцы .Все мы живем очень дружно уважаем обычаи и традиции друг друга. Посмотрите как красивы и нарядны национальные костюмы. В них отражается культура народа.
( Слайд № 5) Вспомните какие праздники мы празднуем все вместе, независимо от национальности. В Казани ежегодно празднуются народные праздники, возрожденные на основе национальных традиций и обрядов. В селе Русское Никольское проходит праздник русского фольклора «Каравон». На многочисленных праздничных площадках объединяет горожан татарский национальный праздник плуга - Сабантуй. Равнозначно почитаются религиозные праздники - православные Троица, Рождество, Пасха и мусульманские Науруз, Курбан-байрам, Ураза-байрам.
( Слайд 6) Символом Казани является мифическое драконоподобное существо Зилант (Аждаха), которое часто упоминается в татарских легендах и сказках.
Зилант изображён на гербе города Казань. Дракон символизирует мощь, мудрость и непобедимость, земля — жизнь и богатство, корона — развитость, а шапка над щитом — столичность города.
Ребята, кто знает,что обозначает это слово «Казань»?
(Слайд № 7) Говорят, что название города произошло от слова « казан». Давно это было. Подошел к крепости хан , разбил лагерь для войска. Пообедав, послал хан своего слугу на реку мыть любимый казан из чистого золота. Подходит слуга к реке и видит девушку неземной красоты. Засмотрелся на неё слуга, да и уронил казан в воду. А река глубока, течение сильное. Не смог достать слуга казан. Побежал в лагерь с криком: « Казан! Казан!», думая о том, какое его наказание ждёт. Но хану стало интересно что же за девушка такая? И когда увидел он красавицу, то простил слугу. Реку с той поры называют Казанкой, а город – Казанью.
( Слайд №8) Казань очень большой старинный город с богатой культурой.
( Слайд 9) Тысячу лет она создавала свой образ. Точно драгоценное ожерелье украшает ее Волга. Белокаменный Кремль, как могучий богатырь, стоит на страже ее границ. И экскурсию правильно начинать конечно же с Кремля.

Физкультминутка.
Течет Волга река (руки влево - направо)
Крутые берега (руки верх)
Широка она (руки в стороны)
Глубока (достать носки ног)
Красавица наша река (встряхнуться) .

Ребята кто расскажет нашему гостю о Кремле.
Дети рассказывают:– Стены Кремля выложены из белого камня, а сверху на стенах мы видим стрельни, через которые в старые времена воины наблюдали за неприятелем и отражали его нападение. По углам построены башни, их было 13. Башни эти назывались дозорными.
( Слайд 11)– Вот мы в Кремле возле Спасской башни , как и стены она белокаменная, с золотой звездой на шпиле, с электрическими часами и золочеными стрелками. Это самые точные часы. Их бой слышен далеко вокруг. А знаете ли вы, что раньше часы были необычные, у них вращался циферблат, а не стрелки.
(.Слайд 12) Здесь же находится памятник поэту-герою Мусе Джалилю. (Рассказ детей)
( Слайд 13)А чье имя носит эта башня? (Ответы детей). Показ иллюстрации башни Сююмбике. .Дети рассказывают. Башня Сююмбике имеет 7 ярусов по количеству дней недели.
Воспитатель: Башня Сююмбике нас красотой и статью покорила, а по
легенде вот, как дело было. Сююмбике, прекрасная царица,
Красой Ивана Грозного пленила
Решил царь на красавице жениться
И на Казань пошел военной силой,
Чтобы войну от града отвести
Она царю велела башню возвести
И прыгнула с вершины башни той
Не став Ивана Грозного женой

(Слайд 14) Кул Шариф (Рассказ детей) (Дополнение воспитателя.)
(Слайд 15) Благовещенский собор. (Рассказ детей) (Дополнение воспитателя.)

Ребята, давайте все вместе приготовим для нашего гостя подарок, сконструируем из картона татарскую тюбетейку. И тогда он запомнит наш город. Конструирование тюбетейки из тонкого картона Воспитатель: Рассмотрим образец тюбетейки. У нее есть основа и «донышко». Скажите, какой формы основная часть тюбетейки. Пра¬вильно, цилиндрической. Какой формы «донышко»? (Круглой.) Вот та¬кую тюбетейку цилиндрической формы вы будете учиться делать. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые, яркие тюбетейки у нас получились (рас-сматриваются работы ребят). Давайте примерим нашему гостю тюбетей¬ку. Думаю, что он остался доволен. Почтальон Печкин: Ребята, рэхмэт - спасибо вам за ваш подарок- тюбетейку и интересную экскурсию по красивейшему городу Казани. Мне пора возвращаться в Простоквашино.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями на татарском языке: саубулыгыз - до свидания!
Дети: Сау булыгыз!

Итог занятия:
- О чём же мы с вами сегодня беседовали.
- Ответы детей.
Мы живем в замечательном городе, о котором слагают стихи и поют песни, нам есть чем гордиться и восхищаться. Наш родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
- Ребята, в завершении нашего занятия я хочу пожелать, чтобы в нашей многонациональной Республике никогда не было войны, пусть все люди живут так же дружно, как живём мы сейчас.
- Я думаю, что вы будете любить и беречь свой город, свою семью, свой народ.
- Молодцы! Спасибо!